В своем гараже мы ремонтируем машину, складируем разные вещи, в подвале хранятся овощи, фрукты и различная консервация. Главный бич подобных строений – сырость и всевозможные запахи, связанные с автомобилем (горюче-смазочные материалы, выхлопные газы и так далее). Для успешной борьбы с этими проблемами необходима приточно-вытяжная вентиляция.
Содержание статьи:
Организация воздухообмена
Чтобы создать оптимальную воздушную среду в помещении для стоянки автомобиля, можно воспользоваться одним из трех способов:
- естественная вентиляция гаража;
- принудительный воздухообмен с помощью вентиляторов;
- комбинированный способ.
Первый способ наиболее распространен в строениях данного типа. Естественный приток и вытяжка в гараже основаны на явлении конвекции, при котором воздушные массы большой плотности (холодные) опускаются в нижнюю зону комнаты, а меньшей плотности (нагретые) находятся в верхней зоне. Самая популярная схема такого воздухообмена в гараже со смотровой канавой показана на рисунке.

Подобное устройство вентиляции в гараже предусматривает подачу свежего наружного воздуха в помещение через одну или две решетки, встроенные в нижней части стены. Как правило, решетки ставят на лицевом фасаде строения, по бокам от въездных ворот. Далее, поток естественным образом разделяется на 2 части. Холодная воздушная смесь одного потока постепенно вытесняет нагретую среду из смотровой канавы, потому что обладает большей массой. Второй поток образуется из воздуха, успевшего нагреться после входа в здание, поэтому направление его движения – вверх.
Вытесненная среда из смотровой ямы поднимается и смешивается со вторым нагретым потоком, стремясь занять верхнюю зону комнаты, где на противоположной стене установлены вытяжные решетки. Для увеличения естественной тяги многие автолюбители вместо решетки ставят в вытяжной проем участок вертикального воздуховода с зонтом, предохраняющим от попадания осадков.
Расчет вытяжки и притока воздуха
Перед тем как сделать вентиляцию в гараже, необходимо правильно подобрать размеры приточных и вытяжных решеток, встраиваемых в наружные стены. Их нельзя ставить какие попало, иначе возникнут проблемы такого рода:
- При недостаточном проходном сечении решетки влага и запахи полностью удаляться не будут, соответственно, вся работа по организации такого воздухообмена – насмарку.
- Когда сечение увеличено, в сооружении возникают сквозняки (при ветровой нагрузке на фасад). Подобная вентиляция гаражей зимой приводит к тому, что температуры внутри и снаружи здания быстро выравниваются. При правильном обмене тепловой поток от автомобиля может поддерживать плюсовую температуру в помещении до суток.
Чтобы правильно определить проходное сечение приточных и вытяжных устройств, необходимо произвести расчет вентиляции гаража. При этом лучше всего опираться на нормативные документы, согласно которым для 1 легкового автомобиля необходимо 150 м3 воздуха за 1 час (МГСН 5.01-01).
К смотровой канаве выдвигаются дополнительные требования, они гласят, что количество вытяжки из нее должно быть в десятикратном размере (ВСН 01-89). То есть, надо обмерить и высчитать объем самой канавы и умножить его на 10- необходимое количество вытяжки в час. Например, при яме длиной 4 м, шириной 1 м и глубиной 2 м расход воздушной смеси: 4 х 1 х 2 х 10 = 80 м3/ч.
Далее, определяем площадь проходного сечения приточного (или вытяжного) устройства по формуле:
S = L / 3600 x ϑ, где:
- ϑ – величина скорости потока в решетке, м/с;
- L – расчетное количество воздушной смеси, м3/ч;
- S – площадь сечения решетки, м2.
Когда для гаража принимается естественная система вентиляции, то скорость потока в приточных решетках лучше взять не более 0.7 м/с. Расчетное количество воздуха мы определили ранее, в нашем случае это 150 + 80 = 230 м3/ч. Остается найти площадь, в нашем примере она равна 230 / 3600 х 0.7 = 0.09 м2 или 300 х 300 мм, если решетка ставится одна.
Обычно их устанавливают две, соответственно, найденную площадь сечения следует разделить на 2 и потом определять габариты. Изделия идентичных размеров ставятся и для вытяжки.
Важно! Проход потока сквозь любую вентиляционную решетку частично перекрывается ее элементами, поэтому «живое сечение» может составлять от 50 до 80% от габаритов изделия, это обязательно нужно учитывать при его подборе.
Устройство воздухообмена в железном гараже
Естественная вентиляция в металлическом гараже рассчитывается, как и в обычном. Часто такие строения для автомобилей не имеют смотровой канавы, тогда для вычислений принимается значение расхода 150 м3/ч, установленное нормативными документами. Особенности сооружений из металла заключаются в том, что они более подвержены опасности со стороны воров и угонщиков машин, поскольку кирпичное здание с тяжелыми воротами взломать гораздо сложнее.
Общеобменная вентиляция железного гаража отличается тем, что приточные проемы с решетками располагают в верхней зоне стены и как можно дальше от запирающих элементов ворот. Это требуется из соображений безопасности, чтобы взломщик не мог воспользоваться воздушным проемом для вскрытия ворот.
Учитывая тот факт, что смотровая яма отсутствует, подача притока в верхнюю зону вполне обеспечит требуемый воздухообмен, ведь плотный холодный воздух в любом случае будет сразу опускаться в нижнюю зону. В некоторых случаях, когда строение старое и притворы ворот неплотные, приточные проемы можно не делать вовсе, воздух под воздействием ветровой нагрузки успешно проникает внутрь через щели.
Гараж с подвальным помещением
Для того чтобы внутри сооружения не было сыро, обязательно нужна приточная и вытяжная вентиляция в погребе под гаражом. Здесь также следует начать с расчета потребного воздухообмена для удаления влаги. В результате многократных наблюдений на практике, стало известно, что для удаления сырости из обычного подвала достаточно организовать двукратный обмен воздушной среды в час, а при близости грунтовых вод и повышенной влажности кратность увеличивается до 4. Значит, количество вытяжки определяется умножением объема помещения на значение кратности обмена.
Дальнейший расчет заключается в вычислении диаметров воздуховодов, обеспечивающих качество среды в погребе. Стандартная схема вентиляции в подвале гаража показана на рисунке.

1 – приточный канал; 2 – вытяжной канал; 3 – слой теплоизоляции.
Изображенное на схеме устройство вентиляции в подвале предусматривает приток и вытяжку через каналы, проходящие вертикально через кровлю и перекрытие. Возможны и другие варианты, при которых каналы прокладываются в грунте с наружной стороны, а выше уровня земли прикрепляются к стене хомутами. Сечение обоих каналов должно быть одинаковым и высчитывается по приведенной выше формуле, а из него определяется диаметр.
Влажный воздух, который удаляет вентиляция погреба в гараже, теплее чем уличный. Вытяжная шахта, проходящая через помещение из подвала, может покрываться инеем. Чтобы этого избежать, трубу покрывают слоем теплоизоляции толщиной 40 мм.
В периоды года, когда влажность в погребе возрастает, ее периодически удаляют, используя вентиляторы для вытяжки. Их просто встраивают в вертикальную шахту, подобрав по диаметру, организовывая комбинированный воздухообмен. Однако, пользоваться ним постоянно не рекомендуется, поскольку зимой это приведет к падению температуры в подвале и овощи перемерзнут.
Многие автолюбители постоянно занимаются ремонтом и даже окрашиванием машин. Для них настоятельно рекомендуется принудительная вентиляция в гараже, которую можно было бы использовать при работе, а в остальное время достаточно и естественного проветривания. Поддержание оптимальной для работы среды потребует выдержать кратность обмена в помещении – 10 раз за 1 час. Придется понести некоторые затраты, чтобы приобрести вытяжной вентилятор и приточную установку с подогревом воздушной смеси. Это даст возможность заниматься своим делом круглогодично.
Предпочтительно, чтобы вентиляция в гараже с подвалом была разделена по помещениям, тогда овощехранилище не будет никак зависеть от манипуляций с автомобилем и в нем сохраниться надлежащий микроклимат. И наоборот, автовладельцу не придется дышать при работе влажным воздухом из погреба.
Заключение
Покупая или сооружая гараж с погребом, лучше позаботиться о вентиляции заранее. Если есть возможность, трубы целесообразнее вести снаружи здания. Когда такая возможность отсутствует, — не беда, каналы нужно прокладывать через перекрытия, как показано на схеме.

Кандидат технических наук. Начальник Центра образовательных стандартов и программ «Московского государственного строительного университета» (НИУ «МГСУ»).