Как сделать вентиляцию в гараже

Содержание:

В своем гараже мы ремонтируем машину, складируем разные вещи, в подвале хранятся овощи, фрукты и различная консервация. Главный бич подобных строений – сырость и всевозможные запахи, связанные с автомобилем (горюче-смазочные материалы, выхлопные газы и так далее). Для успешной борьбы с этими проблемами необходима приточно-вытяжная вентиляция.

Организация воздухообмена

Чтобы создать оптимальную воздушную среду в помещении для стоянки автомобиля, можно воспользоваться одним из трех способов:

  • естественная вентиляция гаража;
  • принудительный воздухообмен с помощью вентиляторов;
  • комбинированный способ.

Первый способ наиболее распространен в строениях данного типа. Естественный приток и вытяжка в гараже основаны на явлении конвекции, при котором воздушные массы большой плотности (холодные) опускаются в нижнюю зону комнаты, а меньшей плотности (нагретые) находятся в верхней зоне. Самая популярная схема такого воздухообмена в гараже со смотровой канавой показана на рисунке.

Естественная вентиляция в гараже

Воздухообмен в гараже при естественной вентиляции

Подобное устройство вентиляции в гараже предусматривает подачу свежего наружного воздуха в помещение через одну или две решетки, встроенные в нижней части стены. Как правило, решетки ставят на лицевом фасаде строения, по бокам от въездных ворот. Далее, поток естественным образом разделяется на 2 части. Холодная воздушная смесь одного потока постепенно вытесняет нагретую среду из смотровой канавы, потому что обладает большей массой. Второй поток образуется из воздуха, успевшего нагреться после входа в здание, поэтому направление его движения – вверх.

Вытесненная среда из смотровой ямы поднимается и смешивается со вторым нагретым потоком, стремясь занять верхнюю зону комнаты, где на противоположной стене установлены вытяжные решетки. Для увеличения естественной тяги многие автолюбители вместо решетки ставят в вытяжной проем участок вертикального воздуховода с зонтом, предохраняющим от попадания осадков.

Расчет вытяжки и притока воздуха

Схема подачи воздуха в гараж

Перед тем как сделать вентиляцию в гараже, необходимо правильно подобрать размеры приточных и вытяжных решеток, встраиваемых в наружные стены. Их нельзя ставить какие попало, иначе возникнут проблемы такого рода:

  1. При недостаточном проходном сечении решетки влага и запахи полностью удаляться не будут, соответственно, вся работа по организации такого воздухообмена – насмарку.
  2. Когда сечение увеличено, в сооружении возникают сквозняки (при ветровой нагрузке на фасад). Подобная вентиляция гаражей зимой приводит к тому, что температуры внутри и снаружи здания быстро выравниваются. При правильном обмене тепловой поток от автомобиля может поддерживать плюсовую температуру в помещении до суток.

Чтобы правильно определить проходное сечение приточных и вытяжных устройств, необходимо произвести расчет вентиляции гаража. При этом лучше всего опираться на нормативные документы, согласно которым для 1 легкового автомобиля необходимо 150 м3 воздуха за 1 час (МГСН 5.01-01).

Вентиляционная установка в гараже

К смотровой канаве выдвигаются дополнительные требования, они гласят, что количество вытяжки из нее должно быть в десятикратном размере (ВСН 01-89). То есть, надо обмерить и высчитать объем самой канавы и умножить его на 10- необходимое количество вытяжки в час. Например, при яме длиной 4 м, шириной 1 м и глубиной 2 м расход воздушной смеси: 4 х 1 х 2 х 10 = 80 м3/ч.

Далее, определяем площадь проходного сечения приточного (или вытяжного) устройства по формуле:

S = L / 3600 x ϑ, где:

  • ϑ – величина скорости потока в решетке, м/с;
  • L – расчетное количество воздушной смеси, м3/ч;
  • S – площадь сечения решетки, м2.

Когда для гаража принимается естественная система вентиляции, то скорость потока в приточных решетках лучше взять не более 0.7 м/с. Расчетное количество воздуха мы определили ранее, в нашем случае это 150 + 80 = 230 м3/ч. Остается найти площадь, в нашем примере она равна 230 / 3600 х 0.7 = 0.09 м2 или 300 х 300 мм, если решетка ставится одна.

Обычно их устанавливают две, соответственно, найденную площадь сечения следует разделить на 2 и потом определять габариты. Изделия идентичных размеров ставятся и для вытяжки.

Важно! Проход потока сквозь любую вентиляционную решетку частично перекрывается ее элементами, поэтому «живое сечение» может составлять от 50 до 80% от габаритов изделия, это обязательно нужно учитывать при его подборе.

Устройство воздухообмена в железном гараже

Естественная вентиляция в металлическом гараже рассчитывается, как и в обычном. Часто такие строения для автомобилей не имеют смотровой канавы, тогда для вычислений принимается значение расхода 150 м3/ч, установленное нормативными документами. Особенности сооружений из металла заключаются в том, что они более подвержены опасности со стороны воров и угонщиков машин, поскольку кирпичное здание с тяжелыми воротами взломать гораздо сложнее.

Общеобменная вентиляция железного гаража отличается тем, что приточные проемы с решетками располагают в верхней зоне стены и как можно дальше от запирающих элементов ворот. Это требуется из соображений безопасности, чтобы взломщик не мог воспользоваться воздушным проемом для вскрытия ворот.

Воздухообмен в железном гараже

Организация вентиляции в железном гараже

Учитывая тот факт, что смотровая яма отсутствует, подача притока в верхнюю зону вполне обеспечит требуемый воздухообмен, ведь плотный холодный воздух в любом случае будет сразу опускаться в нижнюю зону. В некоторых случаях, когда строение старое и притворы ворот неплотные, приточные проемы можно не делать вовсе, воздух под воздействием ветровой нагрузки успешно проникает внутрь через щели.

Гараж с подвальным помещением

Для того чтобы внутри сооружения не было сыро, обязательно нужна приточная и вытяжная вентиляция в погребе под гаражом. Здесь также следует начать с расчета потребного воздухообмена для удаления влаги. В результате многократных наблюдений на практике, стало известно, что для удаления сырости из обычного подвала достаточно организовать двукратный обмен воздушной среды в час, а при близости грунтовых вод и повышенной влажности кратность увеличивается до 4. Значит, количество вытяжки определяется умножением объема помещения на значение кратности обмена.

Дальнейший расчет заключается в вычислении диаметров воздуховодов, обеспечивающих качество среды в погребе. Стандартная схема вентиляции в подвале гаража показана на рисунке.

Устройство вентиляции в подвальном помещении

Устройство воздухообмена в подвальном помещении

1 – приточный канал; 2 – вытяжной канал; 3 – слой теплоизоляции.

Изображенное на схеме устройство вентиляции в подвале предусматривает приток и вытяжку через каналы, проходящие вертикально через кровлю и перекрытие. Возможны и другие варианты, при которых каналы прокладываются в грунте с наружной стороны, а выше уровня земли прикрепляются к стене хомутами. Сечение обоих каналов должно быть одинаковым и высчитывается по приведенной выше формуле, а из него определяется диаметр.

Влажный воздух, который удаляет вентиляция погреба в гараже, теплее чем уличный. Вытяжная шахта, проходящая через помещение из подвала, может покрываться инеем. Чтобы этого избежать, трубу покрывают слоем теплоизоляции толщиной 40 мм.

В периоды года, когда влажность в погребе возрастает, ее периодически удаляют, используя вентиляторы для вытяжки. Их просто встраивают в вертикальную шахту, подобрав по диаметру, организовывая комбинированный воздухообмен. Однако, пользоваться ним постоянно не рекомендуется, поскольку зимой это приведет к падению температуры в подвале и овощи перемерзнут.

Многие автолюбители постоянно занимаются ремонтом и даже окрашиванием машин. Для них настоятельно рекомендуется принудительная вентиляция в гараже, которую можно было бы использовать при работе, а в остальное время достаточно и естественного проветривания. Поддержание оптимальной для работы среды потребует выдержать кратность обмена в помещении – 10 раз за 1 час. Придется понести некоторые затраты, чтобы приобрести вытяжной вентилятор и приточную установку с подогревом воздушной смеси. Это даст возможность заниматься своим делом круглогодично.

Предпочтительно, чтобы вентиляция в гараже с подвалом была разделена по помещениям, тогда овощехранилище не будет никак зависеть от манипуляций с автомобилем и в нем сохраниться надлежащий микроклимат. И наоборот, автовладельцу не придется дышать при работе влажным воздухом из погреба.

Заключение

Покупая или сооружая гараж с погребом, лучше позаботиться о вентиляции заранее. Если есть возможность, трубы целесообразнее вести снаружи здания. Когда такая возможность отсутствует, — не беда, каналы нужно прокладывать через перекрытия, как показано на схеме.