Датчик включения вентилятора с параметрами

Lada 2104 › Logbook › О датчиках включения вентилятора ТМ108 и 661.3710

Как мы все знаем, электрический вентилятор охлаждения на радиаторе включается при определенной температуре, охлаждает жидкость и отключается когда она достаточно остыла. Управлять им призван датчик, ввернутый в радиатор, обычно в том месте, где жидкость уже выходит из радиатора охлажденной. В иностранных автомобилях эти датчики применяются и по сей день. Отечественный же автопром, видимо «наевшись» проблем с этим нехитрым элементом системы охлаждения с переходом на электронные системы впрыска поручил работу по включению и выключению вентилятора охлаждения электронному блоку управления двигателем, «мозгам». Говорят в этом сплошные плюсы — контроллер можно перепрограммировать на разную температуру включения и выключения, а главное этого самого датчика уже в радиаторе нет. Вот только мировой автопром датчики эти продолжает устанавливать. Ну да ладно, мы же о жигулях с карбюратором говорим, а таких еще очень много.

Как выглядит датчик наверное все знают, а если кто забыл, я стибрю из интернета фотку:

Итак, принцип действия датчика простой, он должен включиться при определенной температуре, а потом выключиться, тоже при определенной, но уже более низкой температуре, и так по кругу. На иномарках об этих датчиках многие годами не вспоминают, но у нас почему-то так не получается. Нам к тому же производители добавили проблем — на части машин упростили схему включения датчика в систему — без разгрузочного реле, то есть вентилятор коммутируется непосредственно через датчик, реле отсутствует и через датчик проходит довольно высокий ток, кстати у меня именно такая машина. В блоке предохранителей такой машины на месте реле вентилятора стоит металлическая перемычка, просто взять и поставить реле нельзя — работать не будет, так как отсутствуют управляющие контакты (схема упрощена). К тому же у разных моделей автомобилей еще и температура включения и выключения конструкторами разная предусмотрена, а датчики внешне все одинаковые. Давайте разбираться.

Долгое время в продаже были датчики с маркировкой ТМ108, они в общем-то есть и сейчас. У них несколько вариантов температуры включения — 92-99 градусов (выкл/вкл), эти датчики рекомендуются на переднеприводные модели ВАЗа и еще кучи машин — Таврия, Москвич-2141, Иж-2126. И есть вариант ТМ-108-10, у него температура 87-92 градуса, его рекомендуют на «классику» — ВАЗ-2103 и далее. Напомню, что у ВАЗ-2101/2102 вентилятор системы охлаждения с ременным приводом и сидит на шкиве помпы, поэтому там датчик не нужен. Если проще — для классики рекомендуется более «холодный» датчик. Если у вас жаркий климат, такой датчик можно ставить и на передний привод — вентилятор будет срабатывать раньше, а обратная замена не рекомендуется. Рабочий диапазон температур обычно выбит на боковине датчика.

Но, эти датчики рассчитаны на максимальный ток нагрузки 1А, что подразумевает работу только через реле. Если реле нету, то есть два варианта — можно самостоятельно установить реле (это не очень сложно и схемы в интернете есть), а можно купить датчик с индексом 66.3710 или 661.3710. Они срабатывают при тех же температурах, но рассчитаны на максимальный ток в 16А, что и позволяет им работать с вентилятором напрямую — без реле. Датчик 66.3710 идет на передний привод, а 661.3710 на «классику». Эти датчики можно смело применять вместо ТМ108 в схемах где есть реле, а вот наоборот нельзя — датчик рассчитанный на максимальный ток а 1А при прямой нагрузке вентилятором быстро выходит из строя, иногда сразу после первого срабатывания. Иной автомобилист не зная этих нюансов меняет несколько датчиков подряд, пока наконец случайно не попадется нужный, рассчитанный на большой ток (часто это уже импортный аналог, так как сменив несколько наших, человек решает что они все барахло и покупает импортный, с которым сразу всё становится нормально) и тут начинают сыпаться проклятия в адрес отечественных производителей за тотальный брак, хотя виной всему не брак, а путаница! Зачастую даже продавцы в автомагазинах не в курсе этих нюансов с током, хотя про температуру знают все.

Читайте также:  Вентиляция деревянного пола в ванной

Основной производитель этих датчиков у нас это Калужский завод «Автоприбор», выпускает он эти датчики давно и как заявляет сам (ссылка на статью «Зимняя вишня» из «За рулем» в самом конце) — процент брака по ним меньше 1%, но на рынке много подделок, надеюсь что это было актуально на момент написания статьи — 15 лет назад, а сейчас подделок должно стать меньше, так как дефицита нет, да и цена датчика не высокая, нет смысла подделывать. Но свою лепту в путаницу вносит и сам завод, вот таблица с официального сайта:

Обратите внимание — у датчиков TM108 и ТМ-108-10 перепутаны температуры включения и выключения, у датчика 661.3710 температура включения указана такая же как у датчика 66.3710, хотя она ниже. В применяемости вообще такое чувство что написали всё «от балды». Как я выше писал «горячие датчики» на «классику» не рекомендуются, в то же время 66.3710 можно ставить и на таврию и на азлк… В общем с официальной информацией у завода проблемы, надеюсь что с производством не так. Вот ссылка, можете убедиться.

Итак, что бывает при выходе датчика из строя наверное все знают — вентилятор не включается и мотор перегревается. В этом случае диагностика простая — снимаем с датчика контакты и замыкаем их, если вентилятор заработал … то виноват еще может быть термостат (об этом часто пишут в интернете), все способы проверки термостата я описывать не буду, косвенно можно так — если в пробке у вас растет температура, а вырвавшись из нее на простор температура падает и указатель уходит влево и встает в какую-то нормальную позицию, значит термостат работает, иначе мотор под нагрузкой еще сильнее бы нагрелся.

В общем виноват датчик. (Это еще не касаясь что помпа может быть неисправна, к примеру треснувшая крыльчатка проскальзывает на оси). Но это еще не всё! Датчик может включиться и не выключиться, тогда вентилятор у вас будет работать постоянно, такое бывает кстати когда в систему где нет реле ставят датчик, рассчитанный на 1А — при включении через него проходит большой ток, контакты пригорают и уже не могут разомкнуться, в этом случае с причиной всё понятно. А бывает еще третий вариант, с которым я как раз и столкнулся — датчик работает как надо, но постепенно начинает включаться при более высокой температуре, в пробках это хорошо видно по указателю температуры на панели приборов. Если вначале стрелка указателя стояла строго вертикально и вентилятор включался, потом я заметил что вентилятор стал включаться при более высокой температуре, потом при еще более высокой и под конец стрелка уже стояла на «час дня», даже чуть дальше, почти у красной зоны (которая на приборке почему-то белая) и включение вентилятора сопровождалось началом закипания тосола при исправной крышке радиатора! Так же я наблюдал такой эффект, что иногда вентилятор включался и работал намного дольше чем обычно, охлаждая мотор до нормальной температуры, потом опять замолкал и мотор опять нагревался почти до красной. Это говорит о том, что характеристики датчика «поплыли», а это значит, что срок его службы подходит к концу. Происходит это скорее всего из-за подгорания контактов, в любом случае такой датчик однозначно нужно менять, что я сегодня и сделал. После замены датчика вентилятор стал опять включаться при вертикальной позиции указателя температуры, как и должно быть и жидкость даже близко к точке кипения не подходит.

Печально только, что срок работы оказался не столь большим как хотелось бы ибо я его менял весной и проехал только 10000км. Правда на его долю выпала сильная жара в пермском крае, куда я ездил в июне, когда на улице было до +32 градусов и вентилятор там почти не выключался, но все равно маловато.

Источник

3 лучших производителя датчиков включения вентилятора охлаждения

При прогреве силовой установки до определённой температуры, датчик подаёт информацию об этом в блок управления, который в свою очередь включает вентилятор. В нашем обзоре расскажем о лучших производителях датчиков включения вентилятора охлаждения, их видах, плюсах и минусах. Также дадим советы по проверке работоспособности и правилах выбора этих приборов.

Содержание:

Лучшие производители датчика включения вентилятора охлаждения

Датчик включения вентилятора, работающего на охлаждение силовой установки состоит, как правило, из медного корпуса и чувствительного термоэлемента, реагирующего на повышение или понижение температуры жидкости охлаждения. От качества этих материалов, надёжности конструкции зависит своевременное включение вентилятора.

Читайте также:  Реле вентиляторов опель омега в

Описание. Большой производственный опыт,а так же современное оборудование обуславливают высокое качество изделий.

Её качество подтверждают сертификаты соответствия международным стандартам ISO TS 16949:2009, ISO 14001:2004, ISO 9001.

Партнёрами FAE являются такие авторитетные в мире автомобилестроения производители, как Nissan, Mercedes-Benz, Suzuki, Skoda.

Рабочий температурный режим. Изделия имеют различные параметры. К примеру, датчик артикула 37820 включается и выключается при температурных диапазонах 95-85/102-92 °C. Датчик FAE 36250 работает при температуре открытия 100°C, выключает вентилятор при T=95°C. Модель 38170 имеет следующие характеристики: T открытия = 90°C, закрытия = 79°C.

  1. Хорошая, фирменная, упаковка.
  2. Доступная стоимость.
  3. Экономичное энергопотребление.
  4. Минимальное количество подделок на рынке.
  5. Надёжность в работе.
  1. Неэффективное алюминиевое уплотнительное кольцо.

Hella

Реализуется подобный товар для потребителей вторичного рынка.

Описание. К примеру популярная модель Hella 6ZT 007 802-021 отличается компактными размерами: 95х50х45 мм и небольшим весом: 50 г (в упаковке). Она оснащена трёхконтактным соединительным разъёмом. Размер резьбового соединения: 22х1,5 мм (под ключ 29).
Изделие работает с двойным термовыключателем, подключается к бортовой сети автомобиля 12 В.

Рабочий температурный режим. Рабочий диапазон датчика: 85-102°C.

  1. Удобный для подключения разъём.
  2. Прекрасное оформление упаковки.
  3. Большой рабочий ресурс.
  4. Адаптация к суровым климатическим условиям нашей страны.

WAHLER

Описание. Автопроизводители Ford, Mitsubishi, Volkswagen устанавливают датчики в качестве оригинальных деталей на свои автомобили. Почти весь товар WAHLER расходится по конвейерам автозаводов – около 90%.

Подтверждают высокое качество продукции немецкой компании сертификаты QS 9000, VDA 6.1, DIN EN ISO 9001.

Рассмотрим на примере трёхполюсной модели WAHLER 601795 его характеристики. Деталь обладает стандартным размером резьбового соединения: 22х1,5 мм. Вес датчика: 50 г. Датчик включения вентилятора устанавливается непосредственно на радиатор.

Рабочий температурный режим. Температура включения вентилятора: 95, 102°C, выключения: 84, 91°C.

  1. Стабильная работа.
  2. Отличный товарный вид.
  3. Большой срок службы.
  4. Работа в широком температурном диапазоне.
  1. Неудобство в установке: нужен ключ на 29.
  2. Много фальшивок под этот немецкий бренд.

Какие бывают виды датчиков включения вентилятора

Биметаллические

Его главным рабочим элементом является металлическая пластинка, которая при подаче напряжения нагревается, расширяется и замыкает цепь. Таким образом подаётся сигнал включения вентилятора.

Терморезисторные

Включение в работу происходит при изменении сопротивления этой радиодетали, которая устанавливается в жидкостном потоке.

Восковые

При нагревании происходит расширение формы изделия, которое в свою очередь замыкает контакты схемы.

Датчики размыкания электросети

В этом случае вентилятор включается при разрыве электросхемы.

Также подобные датчики разделяются по рабочему температурному диапазону. На автомобилях зарубежных производителей срабатывание датчиков происходит при 104-110 градусах, на отечественных моделях такой диапазон имеет меньшие характеристики.

Как проверить датчик включения вентилятора

Проверить данный датчик несложно. Для этого нужно вооружиться мультиметром и термометром. Перед проверкой необходимо демонтировать изделие с двигателя, очистить его от загрязнений. Затем деталь следует положить контактами вниз в кастрюлю с водой и поставить на плиту, предварительно подсоединить к контактам датчика концы контрольного прибора. Мультиметр должен быть установлен в режиме замера сопротивлений.

При нагреве воды происходит замыкание контактов, что покажет табло контрольного прибора. По термометру следует зафиксировать температуру срабатывания.

Выключив плиту, вода в кастрюле будет остывать. В определённый момент контакты разомкнутся. Следует обратить внимание на эту температуру.

Полученный результат нужно сравнить с заявленными производителем данными на температуру включения и выключения вентилятора.

Если прибор показывает о замыкании контактов сразу, в момент погружения контактов в кастрюлю – значит датчик вышел из строя.

При нежелании проводить описанные процедуры следует обратиться к профессионалам автосервиса, которые быстро при помощи контрольно-измерительной аппаратуры определят возможности датчика.

Какой датчик включения вентилятора купить

Следует обратить внимание на следующие факторы:

1. Соответствие разъёмов соединения датчика и проводки.

2. Температурный режим включения/выключения вентилятора должен соответствовать режиму купленной детали.

3. Технические характеристики по току, напряжению датчика должны совпадать с параметрами данного участка электрической схемы.

4. Соответствие размеров резьбового соединения датчика и гнезда в автомобиле по диаметру, длине, шагу резьбы.

5. Следует отдавать предпочтение при покупке оригинальным изделиям. Это гарантирует качество работы датчика. Однако минусом таких деталей является их высокая стоимость. Аналоговая продукция, выпущенная по лицензии, отличается доступной ценой.

Источник

Устройство и проверка датчика включения вентилятора ВАЗ 2110

Для поддержания оптимального температурного режима двигателя автомобиля предназначена система охлаждения. Основными ее элементами являются каналы для антифриза в блоке цилиндров, патрубки, термостат, радиатор, а в электрическую часть входят датчик включения вентилятора ВАЗ 2110, температурный датчик и электродвигатель с крыльчаткой для охлаждения радиатора. Позднее выявление дефектов системы охлаждения может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту.

Читайте также:  Вытяжка 50 см krona janna 500white 3p

Датчик включения вентилятора LS 0108 (ТМ-108)

Схемы включения

В инжекторных и карбюраторных двигателях ВАЗ 2110 температурный биметаллический датчик ТМ-108 по-разному используется для управления включением и выключением электродвигателя вентилятора.

У карбюраторных моторов он находится на радиаторе слева по ходу движения. При нагревании резьбовой части, расположенной непосредственно в теплоносителе, биметаллическая пластина изгибается и замыкает контакты. Напряжение от аккумулятора через предохранитель подается на один контакт электродвигателя, второй при срабатывании датчика соединяется с корпусом, приводя крыльчатку в движение.

Датчик включения вентилятора (карбюраторная ВАЗ 2110)

У инжекторов ВАЗ 2110, ТМ-108 расположен около термостата, сигнал подается на электронный блок управления (ЭБУ). Управляющий сигнал с ЭБУ поступает на реле вентилятора системы охлаждения, которое уже аналогично датчику карбюраторного мотора управляет электродвигателем.

Инжекторный датчик включения вентилятора

Во всех моторах в блоке цилиндров есть еще один прибор, сигнал которого используется для индикации температуры охлаждающей жидкости на панели в салоне.

Прежде чем заниматься самостоятельным ремонтом датчика включения вентилятора рекомендуется детально разобраться в устройстве системы охлаждения: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya.html

Вентилятор не включается

Причин для этого может быть несколько:

  • Предохранитель. В монтажном блоке может быть неисправен предохранитель F7, номиналом 20 ампер — отвечает за питание цепей электровентилятора и звукового сигнала;
  • Термостат. Жидкость циркулирует только по малому кругу, радиатор и датчик не нагреваются, соответственно, вентилятор не включается. Проверить можно простым прощупыванием патрубков, подходящие к радиатору должны начать греться после открывания термостата;
  • Датчик. У ВАЗ 2110 с карбюратором, для проверки замыкаются контакты, при неисправности прибора включится электровентилятор. У инжекторного мотора необходимо отсоединить разъем, при работающих остальных элементах ЭБУ определит разрыв в цепи, выдаст аварийный постоянный сигнал на реле, которое принудительно включит электродвигатель для охлаждения;
  • Реле вентилятора системы охлаждения у инжекторных двигателей ВАЗ 2110. Отключается датчик, замыкаются силовые контакты на реле, находящемся в дополнительном блоке предохранителей. Если все заработало, то проверяем управляющую обмотку: на одном контакте всегда плюс от главного реле, соединяя второй с корпусом, пытаемся услышать щелчок срабатывания. Но лучше, просто заменить для проверки реле, временно, на заведомо исправное;
  • Электродвигатель. При проверке отключается разъем, для принудительного включения крыльчатки напряжение подается напрямую с аккумулятора.

Если все элементы исправны, то обрыв надо искать в проводах, поочередно «прозванивая» их. Возможен также плохой контакт с корпусом автомобиля клемм проводов подключения реле и датчика. Наихудшим вариантом будет отказ ЭБУ, при этом сигнал с «ноги» 46 обычно «плавает» и не достигает значений +12 вольт (выключено) и 0 (включено).

Вентилятор работает постоянно

Это более редкий дефект, он возникает в следующих случаях:

  • Не размыкаются контакты датчика, горит лампа «Проверь двигатель», у карбюраторных ВАЗ 2110 при отключении разъема, вентилятор выключается;
  • Оборвались провода к прибору (только у инжектора);
  • «Залипло» реле в замкнутом состоянии.

Для устранения неисправности необходима замена отказавшего элемента.

Проверка в домашних условиях

Иногда электродвигатель включается слишком поздно, когда температура антифриза уже высока. Это может быть вызвано неисправностью клапана в крышке радиатора или нештатными параметрами датчика включения. Проверить температуру срабатывания прибора, можно дома, с помощью мультиметра и термометра.

После отключения электрического разъема, датчик выкручивается ключом. Для исключения ожогов, снимать прибор нужно только с холодного двигателя, предварительно слив антифриз. При обратной установке, желательно использовать новую уплотнительную медную шайбу и не прикладывать слишком больших усилий при затяжке.

Температура включения выгравирована на торце, она может быть от 92 до 95 градусов. Для проверки, надо подсоединить мультиметр в режиме измерения сопротивления и погрузить резьбовую часть в емкость с водой.

Нагревая воду и следя за показаниями мультиметра, регистрируем по термометру момент включения, а при остывании температуру выключения. Стандартно это 92 и 87 градусов, при значительных отклонениях, особенно критично позднее срабатывание, прибор требует замены.

Для улучшения охлаждения, возможна установка двойного вентилятора от «Нивы». Существуют две модификации для размещения: после радиатора или перед ним.

Нивовский нагнетающий радиатор 21214-1300024-43 (ставится перед радиатором)

На ВАЗ 2110, можно установить с минимальными доработками креплений по месту, любой из вариантов. При параллельном включении электродвигателей, потребляемый ток возрастает до 40 ампер, что требует замены проводки.

Нивовский всасывающий радиатор (ставится после радиатора)

Следите за температурой двигателя. Если поздно заметить перегрев, то кроме закипания антифриза и вынужденной остановки возможны и более тяжелые последствия: деформация головки блока цилиндров, заклинивание распределительного вала. При дефектах в работе вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2110 неисправности можно диагностировать самостоятельно, проверив термостат, электродвигатель, реле, датчик включения.

Источник

Поделиться с друзьями
Вентилиция и кондиционирование
Adblock
detector