Меню

Датчики холла для вентиляторов



Датчики холла для вентиляторов

Главная
Статьи
Информация
Ссылки
FAQ
Делать самому имеет смысл только то, что не выпускается серийно промышленностью, или лучше серийных образцов.
Устройство компьютерного вентилятора. Как получить тахосигнал, если он не выведен наружу

Вентилятор в современном компьютере является пожалуй самым массовым устройством. Где они только не установлены? Блок питания, кулер процессора, кулер видеокарты, часто используется для дополнительного охлаждения винчестера, собственно в корпусе смонтированы 1-2 штуки. Итого минимум 4 штуки.

А не посмотреть ли, как он устроен? Fan, так сказать, on the inside?

Для экспериментов возьмем пару самых дешевых 80 мм вентиляторов на подшипниках скольжения (sleeve bearing), первый — обычный двухпроводный с разъемом molex, ценой рублей 25-35, второй — раза в 1,5-2 дороже, трехпроводный, с таходатчиком. Заодно посмотрим, насколько оправдана такая большая разница в цене.

Процесс разборки вентилятора несложен:
— снимаем фирменную наклейку,
— вынимаем резиновую заглушку-уплотнение
— с вала ротора аккуратно снимаем (иглой или чем-нибудь тонким и острым) разрезную фторопластовую шайбу.
На этом начальный этап разборки завершен — можно вынуть крыльчатку вентилятора.

Что мы видим:
1. обмотки двигателя вместе с магнитопроводом смонтированы неподвижно на корпусе вентилятора;
2. внутри крыльчатки расположен кольцевой магнит с замыкающим магнитный поток ярмом.

Такая конструкция двигателя называется с внешним ротором.

Привычных для коллекторных двигателей постоянного тока щеток нигде не видно. Как же происходит переключение тока в обмотках, чтобы ротор вращался? Для коммутации тока в обмотках используется специальная микросхема на основе датчика Холла. Датчик Холла выполнен из полупроводникового материала, чувствительного к магнитному полю.

Для вращения ротора необходимо переключать обмотки статора строго в определенный момент и в заданной последовательности.
Положение ротора (крыльчатки с кольцевым магнитом)определяется датчиком Холла, он же управляет расположенными в микросхеме коммутаторами. Кольцевой магнит имеет 4 полюса — N-S-N-S, поэтому при прохождении полюсов мимо датчика Холла, он вырабатывает два импульса за один оборот ротора. На выходах микросхемы, коммутирующих обмотки, формируются две противофазных последовательности импульсов. Сигнал с любого из этих выходов можно использовать для формирования тахосигнала — так делалось в микросхемах более ранних разработок. В настоящее время выпускаются микросхемы и с выходом тахосигнала.

Рассмотрим поподробнее платы вентиляторов.
На следующем рисунке слева приведена плата вентилятора с таходатчиком и рядом на рисунке справа ее схема:

Все очень просто — микросхема коммутирует обмотки, и имеет встроенный выход таходатчика. Выход таходатчика представляет собой открытый коллектор n-p-n транзистора. Понятие «открытый коллектор» обозначает, что он никуда не подключен, висит в воздухе. Такой выход используется обычно для согласования уровней напряжений. Подробнее о выходе таходатчика и его практическом использовании — в следующей статье.

На следующих рисунках приведена плата и схема вентилятора без выхода таходатчика. В глаза бросаются пустые места для установки элементов и жирная перемычка вместо диода.

Несложный анализ показывает — если установить 2 резистора и 1 транзистор на пустующие места, получим вентилятор с выходом таходатчика. Еще желательно установить диод на предназначенное ему место, а перемычку убрать — это позволит уменьшить уровень помех в цепи +12 В (правда при этом несколько снизится скорость вращения крыльчатки). После всех этих изменений плата и схема будут выглядеть как на следующем рисунках:

Номиналы резисторов R1, R2 возможно нужно будет уточнить для конктретного вентилятора. Транзистор VT1 можно использовать практически любой маломощный n-p-n типа.

Но даже если бы на плате не было предусмотрено места под установку этих элементов, их всегда можно добавить навесным монтажом.

В вентиляторах описанной конструкции всегда неявно присутствует тахосигнал — это сигнал коммутации обмоток. Поэтому достаточно добавить несколько копеечных деталей и получить снаружи вентилятора сигнал таходатчика. Цена всех этих дополнительных элементов примерно 1,5-2 рубля в розницу, а при массовом производстве — копеек 50. Выводы об обоснованности 1,5-2 кратной разницы в ценах вентиляторов с выходом таходатчика и без такового делайте сами.

Источник

Магнитоуправляемые микросхемы

Ни когда не задумывался о принципе работы вентиляторов, применяемых в компьютерной и офисной технике. Но тут неожиданно сдох один из таких (Фото 1).

Пришлось произвести вскрытие (Фото 2). И здесь обнаружилась микросхема, управляемая магнитным полем – датчик Холла. Стал искать информацию о принципе работы таких вентиляторов и нашел в журнале «Радио» за 2001 год №12 стр. 33. Статья называется «Ремонт вентиляторов электронных устройств». В моем вентиляторе стояла другая микросхема (Фото 2 ,3). Эта микросхема имеет два инверсных относительно друг друга выхода, которые меняют свое состояние на противоположное при приближении магнита и восстанавливают свое состояние, когда магнит убирают. Так, как у меня этих вентиляторов б\у много, я нашел в одном из них датчик Холла с тремя выводами (Фото 4). Эта микросхема работает немного по-другому. Изменить состояние выхода датчика можно изменением направления магнитного поля, т.е. при приближении магнита на выходе 2 микросхемы скачком появляется напряжение высокого уровня (логическая единица), при его удалении это напряжение остается, чтобы сбросить состояние выхода в «0» надо поднести магнит к датчику другим полюсом. Я провел небольшой эксперимент, взял магнит от устройства регулировки линейности строк телевизоров (Фото 5). Красной линией на фото показана нулевая плоскость между полюсами магнита. Краской помечен южный полюс магнита. Магнит закрепил гайками на шпильке, шпильку закрепил в патроне минидрели. Соединил соответствующим образом микросхему, к ее выходу подсоединил осциллограф. При приближении вращающегося магнита со скоростью 9000 об\мин на экране осциллографа наблюдались четкие прямоугольные импульсы.

Достоинством таких микросхем, на мой взгляд, является еще и то, что изменяя напряжения питания этих микросхем их выход можно согласовывать с любым типом жесткой логики. На их основе можно сотворить датчики для различных устройств. Надо только подумать, информация к размышлению есть. До свидания. К.В.Ю.

Источник

Датчики холла для вентиляторов

Репутация: 8

ВЕНТИЛЯТОР

В персональных компьютерах используются вентиляторы выполненные на основе двухфазного вентильного двигателя постоянного тока с внешним ротором. Остановимся подробнее на устройстве и принципе работы вентильного двигателя. Применение обычного коллекторного двигателя постоянного тока в компьютере недопустимо, т.к., во-первых, он является источником электромагнитных помех, а, во-вторых, требует систематического ремонта, связанного с механическим износом щеток. Поэтому применяются вентильные двигатели в бесколлекторном варианте исполнения. В таком двигателе на роторе расположены постоянные магниты, создающие магнитный поток возбуждения, а обмотка якоря расположена на статоре (обращенная конструкция). Питание обмотки статора осуществляется таким образом, что между ее намагничивающей силой и потоком возбуждения сохраняется смещение в 90 градусов. При вращающемся роторе такое положение может сохраниться в результате переключения обмоток статора. При переключении должны выполняться два условия, согласно которым обмотки статора должны переключаться в определенный момент времени и с заданной последовательностью. При этом положение ротора определяется с помощью датчика положения, в качестве которого обычно используется датчик Холла. Датчик положения управляет работой электронных ключей (транзисторов). Таким образом электронная схема составляет неотъемлемую часть бесколлекторного вентильного двигателя, поскольку без нее невозможна его нормальная работа.

Рассмотрим принцип действия элементов Холла.
При протекании электрического тока по полупроводниковой пластинке, расположенной перпендикулярно магнитному полю, в пластинке наводится ЭДС Еh, направление которой перпендикулярно как току , так и магнитной индукции В (рис. 1.1). Поскольку ЭДС действует на заряженные частицы (электроны или дырки) в соответствии с правилом левой руки, то заряженные частицы смещаются к левой стороне полупроводниковой пластинки. Полярность ЭДС зависит от типа проводимости полупроводника (р— или n-тип) и направления вектора магнитной индукции В.


Рис. 1.1. Эффект Холла: а) — в полупроводнике p-типа, б) — в полупроводнике n-типа. 1 — электроны, 2 — дырки.

Значение ЭДС, называемой напряжением Холла, определяется как:

где Rh – постоянная Холла; Ic – ток через пластинку; В – магнитная индукция; d – толщина пластинки.

Полупроводниковые приборы, предназначенные для определения магнитных полей, называются датчиками Холла. В современных вентильных двигателях постоянного тока широко применяются датчики Холла n-типа на основе InSb и GaAs.

Рассмотрим принцип определения положения ротора с помощью датчика Холла.
На рис. 1.2 показана эквивалентная схема датчика Холла, представленная в виде цепи с четырьмя выводами. Как было показано выше, при
протекании управляющего тока или тока смещения Ic, от вывода 3 к выводу 4 элемента Холла, помещенного в магнитное поле, вектор индукции которого перпендикулярен плоскости элемента, на выводах 1 и 2 элемента наводится холловское напряжение Eh. Если предположить, что R1=R2 и R3=R4 и принять вывод 4 за общую точку схемы, то потенциалы выводов 1 и 2 равны соответственно Eh/2 и -Eh/2. Далее при изменении направления магнитного поля меняется полярность наводимого на элементе напряжения, что показано на рис. 1.3. Поэтому если разместить элемент Холла вблизи ротора с постоянным магнитом, то этот элемент точно выявляет положение полюсов
и значение магнитной индукции, генерируя выводные напряжения Еh1 и Eh2.

Вентильный двигатель постоянного тока с элементом Холла.
На рис. 1.4,а показан простейший вентильный двигатель постоянного тока с элементом Холла, расположение которого изображено на рис.1.4,б. Для управления токами в обмотках W1 и W2 выходные сигналы датчика Холла поступают на вход транзисторов VT1, VT2. На рис. 1.5 показаны следующие состояния вращающегося ротора:
а) элемент Холла определяет северный полюс постоянного магнита ротора и подключает обмотку W2 таким образом, что на полюсном башмаке обмотки образуется южный полюс, вызывающий вращение ротора против часовой стрелки (так как разноименные полюса притягиваются) (рис. 1.5,а);
б) элемент Холла выходит из-под действия магнитного поля, что приводит к запиранию обоих транзисторов и обесточиванию обмоток W1 и W2. Ротор продолжает по инерции вращаться против часовой стрелки (рис.1.5,б);
в) элемент Холла определяет южный полюс ротора и подключает обмотку W1 таким образом, что на полюсном башмаке обмотки образуется южный полюс, притягивающий северный полюс ротора, и продолжая таким образом вращение ротора против часовой стрелки (рис.1.5,в).


Рис. 1.4. Принцип действия вентильного двигателя постоянного тока, использующего элемент Холла.


Рис. 1.5. Создание электромагнитного момента, вращение и коммутация обмоток двигателя.

«Мертвые точки».
Из рис. 1.5 следует, что при вращении ротора существуют две «мертвые точки», при которых элемент Холла не может определить направление магнитного поля (линии поля направлены параллельно датчику), а значит в обмотках не протекают токи, создающие электромагнитный момент. Следовательно, существует вероятность остановки такого двигателя в «мертвой точке». Пройти такую точку ротор может только по инерции и лишь при малом значении момента трения на валу. Проблема «мертвых точек» является главным
недостатком вентильных двигателей. Основным методом устранения «мертвых точек» в двухфазных вентильных двигателях является использование пространственного гармонического магнитного поля. Получение такого поля достигается либо с помощью неравномерного воздушного зазора между ротором и статором, либо с помощью дополнительных полюсов статора и намагничивания ротора в последовательности NSNS ( — область ротора с отсутствием намагничивания, N,S — области ротора, намагниченные северным и южным полюсом соответственно). Не вдаваясь в дальнейшие подробности, отметим лишь, что на практике встречаются двигатели как первого, так и второго типа. На рис. 1.6,а,б показаны поперечные сечения обоих типов двигателей.


Рис. 1.6. Сечение двухфазного вентильного двигателя с внешним ротором:
а) — с неравномерным воздушным зазором; б) — с дополнительными неподвижными полюсами;
1 — ферритовый постоянный магнит ( а) — 4 полюсный, б) — намагниченный в последовательности NSNS; 2 холловская интегральная схема; 3 — магнитопровод (ярмо) якоря; 4 — магнитопровод статора; 5 — обмотка статора.

Холловская интегральная схема (ХИС).
Для усиления выходных сигналов датчика Холла совместно с ним необходимо использовать один или более транзисторов. В настоящее время на одном кристалле устанавливают как элемент Холла, так и некоторые электронные схемы, образуя холловскую интегральную схему (ХИС). Внешний вид типичной ХИС, а также ее функциональная схема, показаны на рис.1.7.


Рис. 1.7. Холловская интегральная схема (ХИС) (а) и ее функциональный состав (б): 1 — элемент Холла; 2 — дифференциальный усилитель; 3 — выходной каскад.

Выходной сигнал датчика Холла 1, предварительно усиленный операционным усилителем 2, поступает на вход выходного каскада 3. Выходной сигнал ХИС управляет состоянием силового транзистора, регулирующего токи в обмотках двигателя.

Существуют два типа ХИС: линейные и релейные. На рис. 1.8 изображены характеристики чувствительности ХИС обоих типов. Выбор типа
ХИС зависит от конструкции и области применения двигателя.


Рис. 1.8. Характеристики ХИС линейного (а) и релейного (б) типа.

SU8025-M.
Рассмотрим в качестве примера работу принципиальной схемы двигателя вентилятора Super-Ultra модель SU8025-M (Тайвань) (рис. 1.9). Этот двигатель имеет следующие основные технические характеристики:
• напряжение питания 12V DC;
• потребляемый ток 120mA.


Рис. 1.9. Принципиальная электрическая схема двухфазового вентильного двигателя SU8025-M (SUPERULTRA, TAIWAN).

ХИС HG типа UF1301 управляет состоянием транзисторов Q1, Q2. Транзисторы работают в ключевом режиме и состояние их всегда противоположно. Поэтому ток протекает через обе фазы обмотки статора поочередно, т.к. эти фазы подключены к коллекторам Q1, Q2. Обмотка статора состоит из четырех катушек, при этом обмотки первой и второй фаз наматываются совместно таким образом, как это показано на рис. 1.10. Магнитные полярности этих обмоток у каждого из полюсов двигателя противоположны друг другу. Такой тип обмотки называют бифилярной обмоткой. Это позволяет запитывать обе обмотки напряжением одной полярности.


Рис. 1.10. Бифилярная обмотка.

В зависимости от положения ротора на выходе 3 ХИС вырабатывается сигнал L— или Н-уровня. Если на выходе ХИС вырабатывается сигнал L-уровня, то транзистор Q1 будет закрыт, а транзистор Q2 открыт. При этом ток, создающий магнитный поток возбуждения, протекает через обмотки фазы В. Когда ротор поворачивается и вектор магнитной индукции, порождаемый магнитным полем ротора, меняет свое направление, то на выходе 3 ХИС вырабатывается сигнал Н-уровня, транзистор Q1 будет открыт, а транзистор Q2 закрыт. При этом ток, создающий магнитный поток возбуждения, протекает через обмотки фазы А, и ротор продолжает вращение в том же направлении.

Из сказанного следует, что при работе двигателя вентилятора через фазы обмоток статора протекают импульсные токи. Поэтому на индуктивностях обмоток возникают выбросы противо-ЭДС при запирании коммутирующих транзисторов. Для сглаживания этих выбросов к коллекторам транзисторов подключены конденсаторы C1, C2. Кроме того, для того чтобы эти выбросы не проникали в шину выходного напряжения +12В, питание на обмотки подается через развязывающий диод D1.

Кроме двухтранзисторной схемы коммутации, изображенной на рис. 1.9, на практике часто встречается трехтранзисторная схема (рис. 1.11).


Рис. 1.11. Принципиальная электрическая схема двухфазового вентильного двигателя MD1208PTS1 (SYNONWEALTH ELEC., TAIWAN).

Отличие этой схемы от рассмотренной заключается в том, что управление коммутирующими транзисторами Q1, Q2 осуществляется с помощью транзистора Q3. Сам транзистор Q3 управляется по базе выходным напряжением датчика Холла HG и работает в ключевом режиме, обеспечивая попеременное переключение транзисторов Q1, Q2. В остальном схема работает аналогично двухтранзисторной.

Схема с датчиком оборотов. (3-проводный вентилятор)
На рис. 1.12, изображена схема с выводом от датчика оборотов, такая схема позволяет производить постоянный мониторинг оборотов вентилятора. А в случае остановки или достижения критически малых оборотов вентилятора, современные материнские платы способны подать сигнал тревоги. Для этого из вентилятора выводится третий, как правило желтый провод, и подключается к специально предназначенному для этого входу «sense» на материнской плате. За один оборот вентилятора на выходе «sense» формируется два прямоугольных импульса.


Рис. 1.12. Принципиальная электрическая схема двухфазового вентильного двигателя A1225M12S (Thermaltake TT-1225).

Данная схема построена на ХИС ATS276, кроме того, промышленность выпускает ХИС с уже встроенным датчиком оборотов (ATS278). Структурная схема такого ХИС изображена на рис. 1.13.


Рис. 1.13. Структурная схема ХИС ATS278.

Линейный метод управления скоростью вентилятора.
При линейном методе, в случае 2-3-проводных вентиляторов, управление скоростью осуществляется путем изменения поданного на вентилятор напряжения. Типичная схема такого регулятора изображена на рис. 1.14,а,б. При использовании данного метода, диапазон регулировки скорости вращения ограничен. При изменении напряжения питания в пределах от 7 до 12 В, скорость вращения будет меняться приблизительно в два раза. С точки зрения КПД, это также плохое решение. Если на вентилятор подано 7В, при напряжении питания 12В, то оставшиеся 5В должны рассеиваться на микросхеме DA1 или резисторе R.


Рис. 1.14. Принципиальная электрическая схема линейного регулятора скорости вращения вентилятора.

Управление скоростью вентилятора методом широтно-импульсной модуляции (ШИМ). (4-проводный вентилятор)
Кроме выводов питания, земли и тахометрического сигнала «sense», рассмотренных выше, в 4-проводных вентиляторах (рис. 1.15) есть вход ШИМ. Дополнительный вход нужен чтобы подавать сигнал ШИМ непосредственно на катушки вентилятора, таким образом остальная электроника вентилятора всегда получает питание от +12В, что гарантирует достоверность информации выдаваемую таходатчиком. При управлении методом ШИМ, напряжение, поданное на катушки вентилятора, может быть либо нулевым, либо максимальным – что повышает КПД вентилятора, убирая проблему рассеивания. Скорость вращения такого вентилятора можно замедлить до 10%.
Во всех современных микросхемах, предназначенных для управления вентилятором, частота ШИМ лежит за пределами слышимого диапазона (выше 22,5 кГц), это исключает проблему шума во время коммутации катушек двигателя.


Рис. 1.15. Принципиальная электрическая схема двухфазового вентильного двигателя, с управление методом ШИМ.

Иногда, последовательно в цепь питания двигателя вентилятора включают внешний низкоомный резистор, это делается чтобы в случае пробоя коммутирующих транзисторов, ограничить ток через обмотки статора, обладающие малым омическим сопротивлением. Если не предусмотреть токоограничителя, то пробой коммутирующего транзистора может привести к перегоранию обмотки статора и необратимому выходу вентилятора из строя, а также к возникновению режима КЗ в БП.

____________________________________
Использованы материалы:
1. А. В. Головков, В. Б. Любицкий «Блоки питания для системных модулей типа IBM PC-XT/AT» : ЛАД и Н, 1995. – 90 с.
2. http://www.modd1ng.com
3. DN6851
4. ATS276
5. ATS278
____________________________________

Последний раз редактировалось MBear 16:35 07.03.2010, всего редактировалось 5 раз(а).

Сообщения: 6189
Откуда: Львов

Репутация: 8

РЕМОНТ ВЕНТИЛЯТОРОВ

Вентиляторы, как и всякое другое техническое устройство, подвержены выходу из строя. При этом неисправности, приводящие к их отказу, можно разделить на механические и электрические.

К механическим неисправностям в первую очередь можно отнести:
• высыхание смазки, что ведет к значительному возрастанию момента трения на валу и возможной остановке ротора в «мертвой точке»;
• загрязнение бытовой пылью с теми же последствиями;
• повреждение крыльчатки или корпуса в степени, препятствующей нормальному вращению ротора;
• попадание в вентилятор различного рода посторонних предметов, препятствующих вращению.

К электрическим неисправностям можно отнести:
• выход из строя любого из электронных компонентов, расположенных на плате (датчик Холла, коммутирующие транзисторы, электролитические конденсаторы и др.);
• обрыв одной или обеих обмоток статора;
• межобмоточное (межфазное) замыкание в обмотках статора, которые намотаны бифилярно;
• неправильную полярность подачи питания на электрическую схему вентилятора;
• механическое повреждение подводящих питание проводников вращающейся крыльчаткой, ведущее к их обрыву или замыканию (такая неисправность возможна как результат неправильного закрепления подводящих проводников после ремонта).

Для того чтобы устранить большинство из приведенных неисправностей, возникает необходимость извлечь вентилятор из корпуса ПК и
разобрать его с целью получить доступ к печатной плате с элементами схемы, а также к валу ротора и фиксирующему узлу.

Процесс разборки вентилятора – дело довольно тонкое и требует некоторых навыков, знания конструкции устройства и аккуратности. Конструкция вентилятора показана на рис. 14.


Рис. 14. Двухфазный вентильный двигатель постоянного тока с дополнительными неподвижными полюсами, встроенный в узкоструйный вентилятор: 1 — постоянный магнит; 2 — датчик Холла.

Первой операцией, которую необходимо проделать перед разборкой вентилятора, является отпайка подводящих к нему питание гибких проводников от печатной платы БП (либо отключение разъема от материнской платы, через который подается питание на вентилятор). После этого необходимо отвернуть четыре крепежных винта, при помощи которых пластмассовый корпус вентилятора крепится к металлическому корпуса ПК.

Когда вентилятор будет извлечен из корпуса ПК и отключен от схемы, можно непосредственно приступать к его разборке.

Конструктивное исполнение вентиляторов, выпускаемых различными фирмами, полностью аналогично. Поэтому и методика разборки является общей и заключается в следующем.

Операция 1. Удалить с корпуса вентилятора фирменную наклейку (круглой формы) с основными техническими характеристиками вентилятора. Эта наклейка выполняется из специальной прочной пленки и приклеивается к корпусу с помощью незасыхающего клея. Наклейку удобно поддеть с помощью лезвия от безопасной бритвы, либо острого скальпеля. Затем, взявшись пальцами за приподнятый край, аккуратно, равномерным тяговым усилием, без рывков и остановок, отделить наклейку. После этого отложить ее в отдельную коробку клеевой стороной вверх.

Операция 2. Извлечь из корпуса вентилятора резиновую защитную пробку, доступ к которой открывается после снятия наклейки. Эта пробка круглой формы диаметром около 15 мм расположена в центре корпуса и легко вынимается при поддевании тонкой иглой.

Операция 3. Эту операцию можно назвать самой ответственной. После извлечения грязезащитной пробки из корпуса вентилятора, открывается доступ к валу ротора и узлу его фиксации. Узел фиксации состоит из набора пылезащитных фторопластовых шайб, резинового уплотняющего кольца, а также специальной пружинной усиковой шайбы, которая установлена в кольцевой проточке на валу ротора и препятствует его поступательному перемещению. Основная сложность операции 3 заключается в грамотном снятии усиковой пружинной шайбы. Эта деталь имеет малые габариты (диаметр около 3 мм). Процесс снятия шайбы с вала ротора заключается в разведении ее усиков с помощью двух иголок с целью вывести ее из кольцевой проточки. При этом, если усилие будет слишком велико, то
шайба может лопнуть и необратимо выйти из строя. К сожалению, это весьма дефицитная деталь, без нее работа вентилятора хоть и возможно, но нежелательна.

Конец вала ротора выполнен как конус. Поэтому после того, как шайба выведена из кольцевой проточки, она по конической поверхности
сползает с вала. Однако здесь ремонтника подстерегает следующая опасность. При разведении усиков шайбы в ее теле запасается потенциальная энергия. Поэтому если отпустить шайбу после выведения из кольцевой проточки, то силы упругости заставляют ее быстро сжаться, что приводит к отскакиванию шайбы на значительное расстояние (до 1-1,5 м). При этом, поскольку шайба очень мала, найти ее после такого отскока бывает крайне затруднительно. Иначе говоря, если не воспрепятствовать отскоку, придерживая шайбу в момент сползания ее с конусной части вала ротора, то высока вероятность ее утери.

После снятия усиковой шайбы ее лучше всего сразу же отложить в отдельную коробочку во избежание ее утери.

Операция 4. Снятие усиковой шайбы дает возможность извлечь ротор вентилятора вместе с напрессованной на него крыльчаткой. После этого открывается доступ к статору и его обмоткам, а также к плате с электрической схемой вентилятора. Кроме того появляется доступ и к кольцевому магниту ротора, а также полностью обнажается вал ротора, что позволяет осуществить его смазку в случае высыхания последней.

Операция 5. Плата с электрической схемой механически крепится к статору вентилятора и поэтому доступ к некоторым элементам электрической схемы, расположенным на плате, все же затруднен. Если возникает необходимость в отделении печатной платы от статора, то следует первоначально отпаять выводные концы обмоток статора, которые выполнены медными проводами малого сечения и запаяны в соответствующие точки платы. Если этого не сделать, то неизбежен обрыв этих выводов. При отпайке необходимо промаркировать выводы, так как ошибка при их подключении после замены неисправного элемента на плате приведет к отказу вентилятора.

Сборка вентилятора производится в обратной последовательности. Все детали следует тщательно отчистить от пыли и старой смазки, затем нанести новую смазку. В процессе сборки не должен быть нарушен порядок расположения на валу ротора пылезащитных фторопластовых шайб и резиновых уплотнений. Кроме того обязательно должна быть соблюдена правильная полярность подачи питания на вентилятор. Как было отмечено ранее, питание подводится к электрической схеме с помощью двух гибких проводников. Во избежание неправильного их подключения, эти проводники имеют стандартную цветовую маркировку. Проводник, подключаемый к положительному полюсу источника питания, всегда выполняется красным, а подключаемый к отрицательному полюсу – черным (либо синим). Т.е. если вентилятор питается с выхода канала +12В, то красный проводник надо подпаивать к шине Uвых=+12В, а черный – к общему проводу вторичной стороны (корпусу). Если же вентилятор питается с выхода канала -12В, то красный проводник подпаивается к корпусу, а черный – к шине Uвых.=-12В. Исходя из сказанного следует, что перед отпайкой этих проводников следует выяснить с какой из шин +12В либо -12В осуществляется питание вентилятора. В случае, если подводящие проводники вентилятора подключаются при помощи отдельного трехконтактного разъема, то эта мера предосторожности является излишней, т.к. в ответной части разъема имеется ключ. Поэтому неправильное подключение становится невозможным.

Определение исправности вентилятора начинается с отключения его от схемы и подачей на него питания 12В в соответствующей полярности от отдельного источника. Если вентилятор не вращается, то необходимо произвести его разборку по вышеприведенной методике и проверить исправность отдельных его элементов и узлов. Проверка исправности датчика Холла затруднена, т.к. для ее осуществления необходимо, чтобы вентилятор был в собранном виде.

Поэтому неисправность датчика Холла можно установить методом исключения: если все остальные (немногочисленные) элементы схемы исправны, а вентилятор при подаче на него питания от отдельного источника не вращается, то очевидно, что неисправен датчик Холла. Замена последнего должна осуществляться на аналогичный с обязательным соблюдением его расположения относительно статора. Даже незначительный перекос или наклон датчика Холла резко сказывается на его работоспособности, а значит и на работе вентилятора.

____________________________________
Использованы материалы:
А. В. Головков, В. Б. Любицкий «Блоки питания для системных модулей типа IBM PC-XT/AT» : ЛАД и Н, 1995. – 90 с.
____________________________________

Источник

Читайте также:  Вентиляция многоэтажный дом чертеж

Вентилиция и кондиционирование © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector