Меню

Две скорости вентилятора охлаждения двигателя



Введение второй скорости для вентилятора охлаждения автомобилей ваз

К сожалению, даже на крайних моделях ВАЗа система охлаждения далека от совершенства и связано это, зачастую, не только с достаточно жесткими температурными режимами включения вентилятора (двигатель часто перегревается в режиме «городской» езды, связанной с частыми остановками перед светофорами и черепашьем движении в потоках пробок), но и с наличием неприятных просадок напряжения и даже заметной вибрации кузова, когда вентилятор вынужден постоянно работать с максимальной нагрузкой. Между тем избавиться от всех указанных проблем совсем нетрудно – достаточно проявить немного смекалки и ввести в логику работы системы охлаждения дополнительный, щадящий режим. Иными словами предлагается сделать так, чтобы при температуре от 92 градусов вентилятор вращался лишь в половину мощности и только при нагреве двигателя до 96 градусов начинал работать в полную силу. Штатная схема охлаждения, в данном случае, остается практически без изменений просто появляется своеобразный выключатель подающий питание на вентилятор при более низкой температуре через понижающий резистор.

В общем случае, для того чтобы реализовать подобную идею необходимо иметь под рукой следующее оборудование и вспомогательные материалы:

  • Тройник для подключения датчика охлаждения (как вариант можно воспользоваться тройником от Газели);
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости 92/87 градусов от любого представителя «классической» линейки автоВАЗа;
  • Силовое четырехконтактное реле на 70 А, а также разъем к нему;

  • Два хомута для надежного закрепления патрубка (вид и размер на усмотрение исполнителя);
  • Выносной предохранитель номиналом 30А (он прекрасно справиться со своей ролью, если включить его в цепь питания, подходящую к клемме «30» силового реле;
  • Провода, способные справиться с указанными нагрузками и имеющие суммарную длину около от 4 до 5 метров;
  • Обжимные фишки и соединительные контакты мама/папа;
  • Сопротивление от печки номиналом от 1,5 до 2.5 Ом (можно позаимствовать опять же у «классики» или взять сопротивление печки УАЗа).

Что касается практического исполнения, то если на вашем автомобиле стоит радиатор последнего поколения не имеющий гнезда с заглушкой для установки ДТОЖ, то вам, скорее всего, придется аккуратно разрезать нижний патрубок и встроить в него тройник. Тройник желательно расположить таким образом, чтобы контакты разъема датчика были расположены примерно под девяносто градусов – в противном случае могут возникнуть проблемы с установкой на место корпуса печки. В случае, кода машина укомплектована радиатором старого образца или Лузаровским универсальным, то ничего резать не надо – просто снимаете заглушку и в течение нескольких секунд устанавливаете датчик.

Электрическая схема собирается следующим образом:

  • Провод от контакта «87» силового реле скручиваем (а лучше спаиваем) с черным проводом от вентилятора (цвет провода рекомендуется проконтролировать непосредственно у вентилятора, так как могут быть отличия);
  • Контакт «86» проще всего подключить к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, за обмотку реле опасаться не стоит, так как она на себя напряжение не возьмет;
  • «85» контакт реле включается в разрыв цепи через датчик температуры охлаждающей жидкости, который в данном случае играет роль автоматического выключателя;
  • Контакт «30» напрямую подсоединяем к «минусу» АКБ через предохранитель на 30А, за ним подключаем резистор;
  • В качестве защитной меры параллельно обмотке реле можно установить диод (катодом к плюсу) который защитит контакты дополнительного датчика от подгорания при возникновении обратной ЭДС, чем повысит общую надежность схемы.

Общий плюс питания вентилятора остается без изменений, и его обсуждать мы не будем.

При желании в данной схеме можно задействовать и кнопку для принудительного включения вентилятора (она способна стать весьма полезной при возникновении аварийных ситуаций).

Монтируя схему на различных моделях ВАЗа, следует учитывать, что на некоторых из них отличается принцип подачи напряжения на вентилятор и во избежание ошибок следует предварительно проверить полярность.

Источник

Две скорости вентилятора охлаждения двигателя

какова практическая польза от данной «модернизации»?

я сделал эту приблуду на карбовой самаре чисто от нечего делать реализовав ее на двух датчиках температуры от классики и самары.
просто мне это так понравилось что стрелка температуры стоит как вкопанная и нет шума вентилятора вообще. вот теперь скучаю на приоре по этой фишке.

Добавлено спустя 10 минут 41 секунду:

BOTANEG
второй день на инже че то сыкотно суваться в ЭБУ

Я вот думаю дополнительный вентилятор поставить.
Небольшой, примерно как у гранты на кондер.
А то вентилятор если включит, то крутить будет минут 10 и через 2 минуты опять заработает. Крутит практически не выключаясь.
У нас на юге пекло каждый день.
Жил бы в центре России, то хватило бы и штатного вентиля.

Я вот думаю дополнительный вентилятор поставить.

1,8 движок, крутиться в 7000, ездит в пробках.

Чините свою СОД и не пытайтесь исправить последствия неисправности

вопрос стоит в том чтобы уменьшить колебания температуры в + и — поставив вторую скорость а вообще почему бы долбаным автовазовцам не поставить электонный регулятор который в зависимости от температуры увеличивал бы обороты вентилятора.

ы глянь как температура скачет на старых пассатах и гольфах,и ничего неслучается.

я ездил на двине 2111, у него реально проблемы с температурой, тупит.
имхо причины- впуск над выпуском и МЗ вблизи камеры сгорания

сейчас двиг 2112, на температуру ему пофиг совершенно
сод отпедрена кстати также как и на 2111- рабочая пробка, антифриз, термос пробка рабочие, система промыта.

думаю легче мотору от большей по размеру ГБЦ, от МЗ в менее горячем месте и от БК с темп влючения карлсона 97 (2111 был джи эм, бк не поставишь)
но был момент, машина долго стояла, электрика глючила, ездил по гаражам для теста, без вента, нагрелся до 105, машине пофиг

так к чему я- конечно включения вента в штатной системе не приятно- внезапный гул, просадка оборотов, каменный век
но на исправной сод 2112 это работает

Источник

Lada 2112 полусток › Logbook › Вторая скорость вентилятора охлаждения

Цель: двухскоростной режим работы вентилятора охлаждения.
1-ая скорость при температуре 92-87 (от датчика)
2-ая скорость при температуре 97 (от ЭБУ)

Сподвигли это сделать хорошие отзывы о нужности данной доработки драйвовчан.
Очень актуально летом в пробках при движении по городу. Не наблюдается ухода стрелки за 100 вообще.

Требуется:
1. Тройник от газели под датчик температуры (с доработкой)
2. Датчик температуры ТМ 108 (t 97- 92)
3. Резистор отопителя 12.3729 (с доработкой)
4. Реле 4-х контактное 30А
5. Провода
6. Термоусадка/изолента

Был куплен тройник под датчик температуры от Газели/Волги. Диаметр его 38мм. Сколько не пытался одеть резиновые патрубки от жигулей (диаметр 32мм), ну никак они не лезут, хотя кто-то умудряется это сделать. Решил переделать его. Середину с резьбой под датчик вырезать и оставить, а штуцеры на 32 выточить на станке. И потом просто их вставить в отрезанный кусок и сварить.

Был куплен сначала датчик фирмы ESM. Произведены замеры температуры срабатывания датчика. Результаты огорчили: 97-70. Хотя должны были быть 92-87.
Затем был куплен фирмы Kraft. Вот тут результаты не подвели. Всё было, как указано в паспорте (92-87).

Резистор отопителя 12.3729. После покупки в магазине, замеры сопротивления показали 2 Ом. Хотя после отзывов драйвовчан я ожидал 1.5 Ом. По итогам испытаний после сборки и установки всей схемы методом подборки нужной скорости вращения вентилятора, нужным номиналом оказалось ? Ом. Для этого был найден нихром навитый «пружинкой» и заменен в корпус купленного резистора.

Проста до безобразия. Делается параллельное включение штатной проводке.

Источник

Роль вентилятора в жидкостном охлаждении автомобильного двигателя и как организована его работа

Перенос образующегося при работе мотора тепла в атмосферу требует постоянного обдува радиатора системы охлаждения. Не всегда для этого достаточно интенсивности набегающего скоростного потока воздуха. При малых скоростях и полных остановках в дело вступает специально предназначенный вентилятор дополнительного охлаждения.

Принципиальная схема нагнетания воздуха в радиатор

Обеспечить прохождение воздушных масс через сотовую структуру радиатора возможно двумя способами – нагнетать воздух вдоль направления естественного потока с внешней стороны или создавать разрежение изнутри. Принципиальной разницы нет, особенно если используется система воздушных щитков – диффузоров. Они обеспечивают минимальный расход потока на бесполезные завихрения вокруг лопастей вентилятора.

Таким образом, типовых вариантов организации обдува два. В первом случае вентилятор располагается на двигателе или радиаторной рамке в подкапотном пространстве моторного отсека и создаёт напорный поток на двигатель, забирая воздух снаружи и пропуская его через радиатор. Чтобы лопасти не работали вхолостую, пространство между радиатором и крыльчаткой максимально плотно закрыто пластиковым или металлическим диффузором. Его форма также способствует использованию максимальной площади сот, поскольку обычно диаметр вентилятора значительно меньше, чем геометрические размеры радиатора.

При расположении крыльчатки с передней стороны привод вентилятора возможен лишь от электромотора, поскольку механической связи с двигателем препятствует радиаторная сердцевина. В обоих случаях выбранная форма радиатора и требуемая эффективность охлаждения может заставить использовать двойной вентилятор с крыльчатками меньшего диаметра. Такой подход обычно сопровождается усложнением алгоритма работы, вентиляторы способны коммутироваться раздельно, регулируя интенсивность обдува в зависимости от нагрузки и температуры.

Сама крыльчатка вентилятора может иметь достаточно сложную и аэродинамически проработанную конструкцию. К ней предъявляется целый ряд требований:

  • количество, форма, профиль и шаг лопастей должны обеспечивать минимальные потери, не внося дополнительных затрат энергии на бесполезное перемалывание воздуха;
  • в заданном диапазоне скоростей вращения срыв потока исключается, иначе падение эффективности отразится на тепловом режиме;
  • вентилятор должен быть отбалансирован и не создавать как механических, так и аэродинамических вибраций, способных нагружать подшипники и соседствующие детали двигателя, особенно тонкие структуры радиаторов;
  • шумность крыльчатки также минимизируется согласно общему тренду снижения производимого автомобилями акустического фона.

Если сравнить современные вентиляторы легковых автомобилей с примитивными пропеллерами полувековой давности, то можно отметить, что наука поработала и с такими достаточно очевидными деталями. Это видно даже внешне, а при работе хороший вентилятор почти бесшумно создаёт неожиданно мощный напор воздуха.

Читайте также:  Как проходит вентиляция в панельном доме схема

Типы привода вентиляторов

Создание интенсивного воздушного потока требует значительной мощности привода вентилятора. Энергию на это можно забирать от двигателя различными способами.

Непрерывное вращение от шкива

В ранних простейших конструкциях крыльчатка вентилятора просто надевалась на ременный шкив привода водяного насоса. Производительность обеспечивалась внушительным диаметром окружности лопастей, которые представляли собой просто отогнутые металлические пластины. Никаких требований по шумности не предъявлялось, находящийся рядом старинный двигатель заглушал все звуки.

Скорость вращения была прямо пропорциональна оборотам коленчатого вала. Определённый элемент регулирования температуры присутствовал, поскольку с ростом нагрузки на двигатель, а значит и скорости его вращения, вентилятор также начинал интенсивней прогонять воздух через радиатор. Дефлекторы ставились редко, всё компенсировалось переразмеренными радиаторами и большим объёмом охлаждающей воды. Тем не менее, понятие перегрева тогдашним водителям было хорошо знакомо, будучи платой за простоту и недостаточную продуманность.

Вязкостные муфты

У примитивных систем было несколько недостатков:

  • плохое охлаждение на малых оборотах из-за низкой скорости прямого привода;
  • при увеличении размеров крыльчатки и изменении передаточного числа для усиления обдува на холостых оборотах мотор начинал переохлаждаться с ростом скорости, а расход топлива на бестолковое вращение пропеллера достигал значительной величины;
  • во время прогрева мотора вентилятор продолжал упорно охлаждать подкапотное пространство, выполняя в точности противоположную задачу.

Было ясно, что дальнейший рост экономичности и мощности двигателей потребует управления скоростью вентилятора. Задачу в какой-то степени решал механизм, известный в технике как вязкостная муфта. Но тут она должна быть устроена особым образом.

Муфта вентилятора, если представить её упрощенно и не учитывая различные варианты исполнения, состоит из двух дисков с насечками, между которыми располагается так называемая неньютоновская жидкость, то есть силиконовое масло, меняющее вязкость в зависимости от скорости относительного перемещения её слоёв. Вплоть до серьёзной связи между дисками через вязкий гель, в который она превратится. Остаётся лишь расположить там термочувствительный клапан, который подаст эту жидкость в зазор при росте температуры двигателя. Очень удачная конструкция, к сожалению, не всегда надёжная и долговечная. Но часто применявшаяся.

Ротор крепился к шкиву, вращающемуся от коленвала, а на статор надевалась крыльчатка. При высокой температуре и больших оборотах вентилятор выдавал максимальную производительность, что и требовалось. Не отнимая лишней энергии, когда обдув не нужен.

Магнитная муфта

Чтобы не страдать с химическими веществами в муфте, не всегда стабильными и долговечными, часто используется более понятное решение с точки зрения электротехники. Электромагнитная муфта состоит из фрикционных дисков, соприкасающихся и передающих вращение под действием тока, подаваемого в электромагнит. Ток происходил из реле управления, замыкающегося через датчик температуры, обычно устанавливаемый на радиаторе. Как только определялся недостаточный обдув, то есть жидкость в радиаторе перегревалась, контакты замыкались, муфта срабатывала, и крыльчатка раскручивалась всё тем же ремнём через шкивы. Способ часто используется на тяжёлых грузовиках с мощными вентиляторами.

Прямой электропривод

Наиболее часто на легковых автомобилях применяется вентилятор с крыльчаткой, непосредственно посаженной на вал электродвигателя. Питание этого мотора обеспечивается так же, как и в описанном случае с электромуфтой, только тут не требуется клиноременная передача со шкивами. Когда надо – электродвигатель создаёт обдув, отключаясь при нормальной температуре. Способ реализовали с появлением компактных и мощных электромоторов.

Удобным качеством такого привода является способность работать при остановленном двигателе. Современные системы охлаждения сильно нагружены, и если резко прекращается обдув, а помпа не работает, то возможны локальные перегревы в местах с максимальной температурой. Или закипание бензина в топливной системе. Вентилятор может поработать некоторое время после остановки, предотвратив проблемы.

Проблемы, неисправности и ремонт

Включение вентилятора уже можно считать аварийным режимом, поскольку регулирует температуру не он, а термостат. Поэтому систему принудительного обдува делают очень надёжно, и она редко отказывает. Но если вентилятор не включился, и мотор закипел, то следует проверить наиболее подверженные отказам детали:

  • в ременной передаче возможно ослабление и пробуксовка ремня, а также его полный обрыв, всё это легко определить визуально;
  • методика проверки вискомуфты не так проста, но если на горячем моторе она сильно пробуксовывает, то это сигнал к замене;
  • электромагнитные приводы, как муфта, так и электромотор, проверяются замыканием датчика, или на инжекторном моторе снятием разъёма с датчика температуры системы управления двигателем, вентилятор должен начать вращение.

Неисправный вентилятор способен погубить двигатель, ведь перегрев чреват капитальным ремонтом. Поэтому ездить с такими дефектами нельзя даже зимой. Отказавшие детали следует немедленно заменять, причём использовать только запчасти от надёжного изготовителя. Цена вопроса – двигатель, если его поведёт от температуры, то и ремонт может не помочь. На этом фоне стоимость датчика или электромотора просто ничтожна.

Источник

Можно ли глушить мотор, если работает вентилятор охлаждения?

Вентилятор системы охлаждения: зачем и для чего?

Для начала давайте вспомним, для чего вообще нужен этот вентилятор. Данный элемент является частью системы охлаждения двигателя автомобиля, принцип работы который мы сейчас кратенько рассмотрим.

Подавляющее большинство современных легковых авто оборудованы жидкостной системой охлаждения. Это значит, что теплоносителем в ней выступает специальная жидкость – дистиллированная вода или антифриз.

Источником тепла, как Вы знаете, является сам мотор, который в процессе работы довольно ощутимо нагревается. Чтобы избавить сердце автомобиля от такой напасти необходимо его принудительно остужать.

Для этого в ключевых частях силового агрегата проделаны каналы, по которым бежит та самая жидкость. Имея отличную теплопроводность она отбирает ненужное тепло, нагреваясь сама. Понятное дело, что на ходу подливать холодной водички в систему никто не будет, поэтому, прежде чем она вновь поступит к мотору, её температуру необходимо понизить.

Для этого система содержит насос, качающий жидкость, расширительный бачок, термостат, поддерживающий определённый уровень нагрева, необходимый для нормальной работы двигателя, радиатор – основной элемент для понижения температуры жидкости и, собственно, вентилятор радиатора.

На последнем лежит функция по улучшению эффективности охлаждения – он увеличивает поток набегающего воздуха, благодаря чему жидкость, проходящая через радиатор, остывает качественнее. Обычно, вентилятор работает непостоянно — блок управления двигателя включает его только тогда, когда датчик температуры мотора или антифриза сигнализирует о перегреве, но бывают и исключения. О них далее…

Разнообразие вентиляторов

Сам по себе вентилятор охлаждения радиатора не является чем-то оригинальным. Конструктивно он такой же, как и бытовой вентилятор, спасающий нас с Вами от жары – крыльчатка, нагнетающая воздух, и её привод. В автомобильном мире крыльчатка может раскручиваться по-разному. Существуют такие способы:

  • механический;
  • электрический;
  • гидравлический или гидромеханический.

Первый способ довольно архаичен, встретить его на современном легковом автомобиле практически невозможно, а вот на грузовиках и тракторах ещё вполне реально. Главная фишка механического привода – прямая связь с коленчатым валом двигателя, что влечёт за собой хоть и небольшой, но отбор полезной мощности.

Ещё один нюанс – вентилятор вращается постоянно, пока работает мотор. Это и есть то исключение, о котором мы упомянули выше.

Наиболее распространён электрический вентилятор радиатора. В его основе лежит обычный электромотор, запитанный от бортовой сети. Удобство такой схемы налицо.

Во-первых, им можно легко управлять – включается обдув автоматически электроникой, когда она обнаруживает превышение температуры. Как правило, такое случается во время длительной стоянки, когда нет набегающего потока воздуха.

Во-вторых, дешевизна — электромоторы не дефицит, и всю конструкцию легко заменить.

Гидравлические варианты встречаются под капотами и грузовых, и легковых машин, но, правда, не так часто, как электрические. Подобные вентиляторы идеологически ближе к механическим, так как имеют привод от коленвала мотора, но в их случае вращение передаётся через вязкостные или гидравлические муфты, что позволяет поддерживать стабильные обороты крыльчатки.

Как оказалось, коллеги-автолюбители, даже о такой простой вещице, как вентилятор радиатора, нашлось что рассказать. До встречи на страницах нашего блога, подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие и интересные статьи!

Вентилятором охлаждения двигателя называется устройство, которое повышает интенсивность охлаждения двигателя и радиатора, за счет равномерного и постоянного отвода тепла от них в атмосферу.

Вентилятор охлаждения двигателя крепиться к радиатору

Принцип работы и устройство вентилятора охлаждения двигателя

Вентиляторы бывают трех типов:

  1. с вискомуфтой;
  2. с электронным блоком управления;
  3. с термовыключателем.

Системы на основе вискомуфты можно встретить довольно редко, в основном на авто с продольным расположением движка и на серьезных внедорожниках, которые предназначены для пересечения водных преград. Это связано с тем, как работает вентилятор охлаждения двигателя. Вискомуфта, которая отвечает за его вращение, является герметичной, что защищает ее от воды. А электрические вентиляторы под воздействием воды сразу же выходят из строя.

Вискомуфта наполнена специальным силиконовым маслом, которое под воздействием температуры меняет свои свойства и в зависимости от степени нагрева скорость вращения вентилятора увеличивается или уменьшается.

Основные составляющие вискомуфты:

  1. Герметичный корпус заполненный силиконовой жидкостью (гель или масло);
  2. Пакет дисков ведомого вала;
  3. Пакет дисков ведущего вала.

Принцип работы вискомуфты основан на передаче вращения от ведущего вала ведомому за счет пакетов дисков помещенных в силиконовую жидкость. Вязкость жидкости меняется в зависимости от температуры

Устройство вентилятора с электроприводом включает в себя электродвигатель, электронный блок управления, температурный датчик, реле включения вентилятора. Более современная конструкция предполагает наличие двух датчиков температуры. Один из них вмонтирован в выходящий из радиатора патрубок, а второй встраивается в корпус термостата или же в патрубок, выходящий из двигателя. Блок управления, в зависимости от разницы показаний этих двух датчиков, управляет вентилятором охлаждения двигателя.

Возможные неисправности и их причины

Чаще всего речь идет о потере жидкости в процессе эксплуатации, но бывают и другие сторонние факторы.

Читайте также:  Как сделать угольный фильтр для самогонки

1.Не срабатывают оба вентилятора. Возможен выход из строя электродвигателей, сбой работы датчика температуры или обрыв проводов питания, идущих от АКБ или замка зажигания.

А еще интересно: Какое масло лучше заливать в двигатель Нива Шевроле?

2. Не работает второй вентилятор. Причины: неисправность датчика, отказ предохранителя или электромагнитного реле. Также возможен обрыв провода питания.

3. Не включается левый вентилятор. Причины: неисправность силового резистора или термодатчика, перегорел предохранитель или реле. Также возможен обрыв провода питания.

4. Включаются только два вентилятора одновременно. Такое происходит при обрыве дополнительного резистора в цепи первого электромотора.

5. Вентилятор не выключается. Обычно вентилятор постоянно работает при поломке реле или неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Ремонт вентиляторов, датчика, реле, предохранителей и дополнительного резистора не предусмотрен. При поломке этих деталей их следует заменить новыми.

Как найти причину поломки вентилятора?

Неисправный вентилятор системы охлаждения двигателя может стать причиной перегрева силового агрегата, поэтому нужно постоянно следить за работоспособностью вентилятора. В случае его поломки необходимо как можно быстрее найти причину этой проблемы и устранить ее.

Первым делом снимается штекерный разъем с датчика температуры. Если он одинарный, то проверить его исправность можно путем ручного замыкания клемм в штекере отрезком проволоки. Если термодатчик двойной, то сначала замыкаются красно-белый и красный провода – вентилятор должен вращаться медленно. Затем замыкают черный и красный провода – вентилятор должен вращается быстро. Вентилятор во всех случаях должен работать, если же не работает, его следует заменить.

Когда вентилятор работает, но только на большой скорости, необходимо заменить дополнительное сопротивление.

Если все эти проверки не увенчались успехом, то следует проверить предохранитель. В разъем вентилятора на красно-белый либо красно-черный провод подается питание от клеммы аккумулятора с положительным зарядом, а на коричневый подводится отрицательный провод от АКБ. В случае если вентилятор не заработал, значит, он неисправен, в другом случае нужно тщательно осмотреть все штекера и разъемы на проводах, идущие от датчика температуры к вентилятору.

Когда вентилятор охлаждения двигателя не выключается, а работает постоянно, это может свидетельствовать о поломке датчика включения вентилятора. Его исправность можно проверить следующим образом – включается зажигание и с датчика снимается наконечник провода. Вентилятор все равно не выключается – производится замена датчика.

В видео ниже показано, как проверить и заменить датчик температуры на автомобилях ВАЗ.

В некоторых случаях, полностью менять устройство нет необходимости, так как поломка может быть незначительной и гораздо дешевле будет самостоятельно его отремонтировать.

Предохранители

Электрические схемы автомобилей Нива Шевроле, выпущенных до и после 2009 года отличаются. В обоих случаях предохранители с плавкими вставками на 50 ампер, защищающие цепи питания электровентиляторов, находятся в дополнительном блоке. Он находится за вещевым ящиком с пассажирской стороны салона. На рисунке показано где находятся предохранители вентиляторов.

А еще интересно: Нива шевроле установка кондиционера — Автожурнал MyDucato

При превышении допустимого тока вставка плавится и цепь размыкается. Поэтому предохранители — первое, что надо проверить, если не работает электровентилятор охлаждения. Работоспособность детали можно оценить визуально или с помощью омметра (мультиметра). Для этого придется предварительно извлечь предохранитель из гнезда.

Как самостоятельно выполнить ремонт вентилятора охлаждения двигателя?

Перед снятием вентилятора нужно отключить провод массы от аккумулятора, а также все идущие к вентилятору провода. После этого можно откручивать крепежные болты вентилятора и снимать его.

Чтобы предотвратить поломки и улучшить качество охлаждения нужно периодически чистить вентилятор от различных загрязнений, используя при этом щетку.

Иногда случается, что виновницей неисправности вентилятора является обычная грязь. Чтобы проверить это, нужно только отогнуть кожух движка и оценить состояние всего оборудования. В большинстве случае потребуется замена щеток, так как они часто выходят из строя, что обусловлено чрезмерным загрязнением и последующим быстрым износом.

Довольно часто поломка заключается только в плохом контакте проводов. Это происходит из-за сильного окисления контактов (в соединительных штекерах), которые ни разу, за весь период эксплуатации авто, не чистились. Именно поэтому, перед тем как что-либо менять, надо тщательно проверить состояние проводов, а в случае необходимости заменить либо почистить.

На следующем этапе проверяется работоспособность ротора, а точнее его обмотки. Если она в порядке, то можно вздохнуть с облегчением. Если же произошел обрыв или замыкание, то придется осматривать каждый виток, чтобы выявить неисправность. Но перед этим нужно тщательным образом очистить все от загрязнений при помощи щетки по металлу и ветоши с растворителем, который ни в коем случае не должен содержать химически агрессивных компонентов.

Когда перегревается двигатель, а вентилятор при этом не включается, то это свидетельствует о поломке электрического мотора. Разборке и последующему ремонту эта деталь не подлежит, поэтому электродвигатель необходимо только менять.

Процесс продувки радиатора и замены вентилятора, применительно к автомобилю Форд Фокус, показан в видео.

Системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания разделились на две ветки в процессе своего развития: воздушное охлаждение и жидкостное охлаждение. Систему жидкостного охлаждения более корректно называть гибридной, так как вентилятор используется в обоих типах систем. Средой для рассевания избыточного тепла в процессе его отвода от разогретой силовой установки выступает воздух. Вентилятор охлаждения является устройством, которое обеспечивает стабильный и равномерный отвод тепла в окружающую среду.

Гибридная система охлаждения практически полностью вытеснила воздушную в конструкции серийных автомобилей, так что далее будем беседовать исключительно о ней. Еще стоит отметить, что функция вентилятора в той и другой системе аналогична. Вентилятор охлаждения позволяет принудительным образом реализовать эффективный обдув двигателя и радиатора гибридной жидкостной системы охлаждения.

Вентилятор служит для лучшего охлаждения мотора и жидкости в радиаторе. Такой эффект достигается благодаря обдуву ДВС и увеличению скорости потока и общей массы воздуха, который проходит через ячейки и ребра радиатора. Местом установки вентилятора в большинстве случаев становится пространство между радиатором и силовой установкой. Сам вентилятор радиатора заключен в специальный кожух.

Устройство вентилятора радиатора

Автомобильный вентилятор системы охлаждения ДВС имеет минимум четыре лопасти, которые закреплены на едином общем шкиве. Лопасти расположены под определенным углом относительно плоскости вращения. Это сделано для максимально эффективного забора и последующей подачи воздуха. Жестко установленных закономерностей в устройстве вентилятора нет, хотя наиболее распространенной стала такая конструкция, которая включает в себя крыльчатку на 8 лопастей.

Разновидности привода

Вентилятор радиатора может отличаться по конструкции привода. Существующие типы делятся на:

  • механический;
  • гидромеханический;
  • электрический;

Механический привод

Такой привод представляет собой конструкцию, которая является по сути постоянным приводом от коленчатого вала силовой установки. Такой привод является простейшим и реализован при помощи ременной передачи. Основным недостатком механического привода является отбор мощности у агрегата, которая расходуется на обеспечение постоянного вращения вентилятора. Сегодня механический привод практически не используется в системах охлаждения на гражданских авто.

Гидромеханический привод

Данный тип привода представляет собой решение, которое реализовано путем установки вязкостной муфты (вискомуфты) или гидравлической муфты. Указанные муфты имеют постоянный привод от коленчатого вала двигателя. Для того, чтобы сохранить лопасти вентилятора в сохранности при работе ДВС на максимальных оборотах и высокой скорости вращения коленчатого вала, крыльчатку вентилятора соединяют со шкивом именно посредством гидро или вязкостной муфты. Встречается также определение термомуфты, которое применительно зависимо от особенностей конструкции.

Муфта может частично или полностью блокироваться под воздействием увеличивающейся температуры жидкости, которой она заполнена. Такой заполняющей жидкостью выступает силикон. Увеличение температуры происходит в результате повышения оборотов коленчатого вала и возрастающей нагрузки на двигатель. Муфта блокируется и начинается вращение вентилятора охлаждения. Гидравлическая муфта отличается по принципу устройства от вязкостной муфты и блокируется зависимо от количества масла, которое находится в муфте.

Получается так, что вискомуфта зачастую заполнена силиконовым гелем, который имеет способность к изменению своих свойств под влиянием температуры. В муфту заливают силиконовое масло в количестве около 30-и или 50-и мл. Блокировка муфты оказывает влияние на скорость вращения вентилятора независимо от частоты вращения коленвала ДВС. Если силовой агрегат выходит на режим высоких оборотов, тогда муфта замедляет вращение крыльчатки, тем самым оберегая вентилятор от разрушения при высокой скорости вращения. Главной задачей всех типов муфт, которые отличаются по принципу работы и конструктивным особенностям, является удержание скорости вращения вентилятора в строго ограниченных рамках. Вискомуфта обеспечивает такой диапазон оборотов, который необходим крыльчатке для наиболее эффективного охлаждения.

Электрический привод

Активное развитие и внедрение электронных устройств управления и контроля различных систем в процессе работы двигателя привело к появлению вентилятора радиатора с электрическим приводом. Данный привод имеет отдельный электродвигатель и собственную систему управления. Контроллер позволяет задавать интенсивность работы крыльчатки и гибко изменять скорость и длительность вращения вентилятора на основе показаний температурного датчика. Датчик измеряет показания температуры охлаждающей жидкости в ДВС. Такое решение повысило не только эффективность, но и позволило добиться улучшенной равномерности охлаждения двигателя сравнительно с системами, которые основаны на использовании вискомуфты.

Основные элементы системы и чем хороши силиконовые патрубки

Детали системы представлены на схеме выше, к ним относятся:

  • радиатор воздушного охлаждения (арт. 2123-1301012);
  • кожух с вентиляторами (арт. 2123-1300025-01);
  • датчик температуры (арт. 2101-3808600-02 и 2112-3851010);
  • водяной насос (арт. 2123-1307010);
  • термостат (арт. 2123-1306010);
  • помпа (арт. 21230-1307011-82).

Все элементы системы охлаждения соединяются между собой за счет различных шлангов и патрубков, которые в большинстве случаев изготовлены из резины или аналогичных по свойствам полимеров.

В качестве разумной альтернативы резиновым шлангам все чаще автолюбители отдают предпочтение силиконовым аналогам, которые стоять существенно дороже. Главная причина этого заключается в том, что силикон не «дубеет» на морозе и не растрескивается. Это позволяет избежать вытекания охлаждающей жидкости из системы, что в значительной мере влияет на эффективность ее работы.Комплектность патрубков системы охлаждения Chevrolet Niva:

  • Верхний шланг радиатора -1 шт;
  • Нижний шланг радиатора — 1 шт;
  • Патрубок термостата и водяного насоса 1 шт;
  • Шланг подводящий радиатора отопителя;
  • Шланг отводящий радиатора отопителя.
Читайте также:  Вентилятор 5bites f8025b 3

Прочность самого силикона во многом зависит от толщины стенок трубки, а также наличия специального армирования. Детали из этого материала, изготовленные именно для систем охлаждения, зачастую характеризуются двойным армированием, что делает их конструкцию куда более прочной и долговечной.

Если же верить отзывам самих владельцев Шнивы, то все дополнительные затраты по замене резиновых на силиконовые патрубки охлаждения полностью себя оправдывают. Это особенно актуально, если автомобиль эксплуатируется в суровых северных условиях.

Следует также отметить, что в большинстве случаев места соединения обжимаются пружинными хомутами и лишь в редких случаях используются винтовые. Еще одним несомненным достоинством силикона служит тот факт, что он хорошо противостоит воздействию бензина, не изменяя своих физических свойств.

Циркуляция тосола или антифриза в системе охлаждения Шеви Нива происходит по двум кругам — малом и большом. В первом случае жидкость движется, минуя радиатор, поскольку не нуждается в дополнительном охлаждении и ей достаточно температуры наружного воздуха, чтобы эффективно поглощать тепло от двигателя. Допуск уровня нагрева жидкости в таком случае составляет порядка 78 градусов по Цельсию.

Нормативный уровень давления составляет 1-1,2 атмосферы, а при нагреве жидкости его переизбыток «стравливается» через специальный клапан. Расположен он на расширительном бачке, который можно дополнительно отрегулировать.

Если же происходит нагрев свыше 80 градусов, циркуляция жидкости начинается по большому кругу с привлечением к охлаждению радиатора. Регулирует направление движения жидкости по одному из кругов термостат, который реагирует на повышение температуры жидкости в системе, открываясь и закрываясь в случае необходимости. При этом циркуляция обеспечивается водяным насосом, который приводится в движение от коленвала через специальный поликлиновый ремень.

А еще интересно: Генератор Нива Шевроле — напряжение, ремонт и обслуживание

Охлаждение головки и блока цилиндров происходит за счет специальной «рубашки» с охлаждающей жидкостью, которая забирает тепло и затем поступает в радиатор, в котором происходит понижение ее температуры. Чтобы обеспечить полную герметичность системы и предотвратить вытекание жидкости, предусмотрены прокладка и сальник. Первый обеспечивают герметичность со стороны блока цилиндров, а второй предотвращает течь в месте входа вала в корпус насоса.

Когда жидкость циркулирует по большому кругу, охлаждение ее происходит за счет сот радиатора, которые обдуваются потоком воздуха. В большинстве случаев этого вполне достаточно для обеспечения необходимой теплоотдачи. Тем не менее, в жаркое время года или в пробках с низкой скоростью движения температура антифриза существенно возрастает, вплоть до полного закипания жидкости.

В таком случае нагрев регулируется за счет принудительного включения вентиляторов, которые крепятся к корпусу радиатора снаружи. Заводская конструкция предусматривает наличие сразу двух таких элементов, которые активируются независимо друг от друга. Первый — при нагреве жидкости до 98 градусов, второй — до 102.

Эффективность работы вентиляторов гарантирована лишь в том случае, когда исправно работает датчик температуры внутри радиатора, показания которого и служат поводом для запуска активной системы воздушного охлаждения. При этом нормальной рабочей температурой жидкости считается показатель от 80 до 95 градусов.

Конструкторы Нивы Шевроле применили в системе охлаждения сдвоенный вентиляторный блок. Это немного усложнило схему подключения, зато резко повысило эффективность обдува радиатора. Вентиляторы приводятся в действие 12-вольтовыми синхронными электродвигателями постоянного тока с индуктором на основе постоянных магнитов. Электромоторы имеют закрытую неразборную конструкцию и не нуждаются в обслуживании.

Мощность каждого электродвигателя — 110 Вт. Вентиляторный блок в сборе потребляет 18 ампер.

Вентиляторы по очереди включаются с помощью электромагнитного реле, которым управляет бортовой компьютер. Когда охлаждающая жидкость нагревается свыше 99 градусов, запускается электровентилятор, расположенный ближе к воздухозаборнику двигателя. Температура включения второй крыльчатки составляет 101 градус. Схема подключения вентиляторов изображена ниже.

Система питания вентиляторов включает три реле и резистор, который при необходимости обеспечивает пониженную скорость вращения первого мотора. Питание подается от аккумулятора через предохранители, которые спасают проводку и АКБ в случае короткого замыкания. Управляющие сигналы поступают с 29 и 68 вывода контроллера двигателя.

Последовательное включение и выключение двигателей снижает нагрузку на бортовую электросеть. В большинстве случаев нормализовать температуру удается только за счет первого вентилятора. Это особенно полезно при движении в ночное время, когда лампы фар и габаритных огней сильно нагружают генератор.

Возможность принудительного включения вентиляторов может оказаться полезной при движении по бездорожью или в условиях городских «пробок». Однако конструкторы Шевроле Нива не снабдили машину этой функцией. Ее можно реализовать самостоятельно или на СТО. Необходимо подключить дублирующие реле параллельно контактам включения и запитать их от кнопки, установленной в салоне авто.

Полезно оборудовать Шевроле Ниву и выключателем, который принудительно отключает электродвигатели вентиляторов. Это позволит уберечь их лопасти при форсировании водных преград вброд.

Вентилятор охлаждения с электроприводом

Электродвигатель вентилятора питается от бортовой сети транспортного средства. Существующие решения стоит разделить на:

  • вентилятор с термовыключателем;
  • вентилятор с электронным блоком;

Автомобили на раннем этапе конструктивно не имели электронных блоков управления. Активацию и отключение электромотора вентилятора системы охлаждения выполнял термовыключатель, который некоторые автолюбители путают с датчиком температуры. Датчик температуры зачастую встраивается в корпус блока цилиндров двигателя. Сигнал на приборную панель в салоне поступает именно от него, так как контроль температуры возле камеры сгорания намного важнее температуры ОЖ.

Термовыключатель аналогично задействуется при повышении температуры, но опирается на показания теромодатчика охлаждающей жидкости в радиаторе. Устройство работает в узком температурном диапазоне. Например, вентилятор активируется при температуре ОЖ 85 градусов по Цельсию, а его выключение произойдет при 70 градусах. Принцип работы устройства достаточно прост. Если температура поднялась выше заданного порога, тогда в термовыключателе смыкаются контакты, что и приведет к замыканию цепи питания вентилятора охлаждения. На электродвигатель подается ток, крыльчатка начинает вращаться. Снижение температуры до минимального порога приведет к тому, что контакты разомкнутся и вентилятор прекратит свою работу.

Примечательно то, что конструкцию электропривода вентилятора с термовыключателем можно установить практически на любой мотор. Схема управления вентилятором заметно сложнее в современных моделях с ЭБУ и включает в себя ряд элементов и исполнительных устройств, среди которых основные:

  • датчик температуры ОЖ;
  • ЭБУ;
  • реле включения вентилятора;
  • электродвигатель;

Температурный датчик измеряет температуру охлаждающей жидкости в силовом агрегате. Современные автомобили могут иметь сразу два датчика, которые установлены в разных местах. Один термодатчик ставят на выходе из мотора или в корпус термостата, другой ставится в патрубок на выходе из радиатора. Вентилятор управляется с учетом показаний обоих элементов и последующей оценкой разницы тех данных, которые поступают от датчиков. Для более эффективного управления задействованы также дополнительные устройства, среди которых стоит отметить датчик частоты вращения коленвала и воздухорасходомер. Показания этих датчиков необходимы для точного определения режима, в котором работает двигатель в определенный момент.

Комплекс сигналов от датчиков передается в ЭБУ двигателя, который производит их анализ и активирует реле включения вентилятора в нужный момент. Вентилятор работает ровно столько, сколько это необходимо для достижения оптимального температурного показателя применительно к конкретному режиму оборотов и нагрузки на ДВС.

Модели автомобилей, которые имеют климатическую установку, зачастую получают сразу два вентилятора. Для каждого из таких вентиляторов предусмотрена отдельная схема включения. Вентиляторы могут работать синхронно или по отдельности, что будет напрямую зависеть от температуры и условий эксплуатации ДВС. Реле включения вентилятора постепенно вытесняет специальный блок управления вентилятором для максимально эффективного контроля его работы.

Электрический вентилятор охлаждения радиатора (принудительный)

Чтобы поломка датчика вентилятора ВАЗ 2107 не принесла проблем, можно организовать принудительное охлаждение без замены штатного электровентилятора крыльчаткой, надеваемой на шкив помпы. Для этого достаточно обеспечить резервное включение вентилятора кнопкой. Понадобятся такие детали и материалы:

Читать также: Новая тойота королла универсал 2019

  • электромагнитное реле;
  • колодка для реле;
  • кнопка для установки на приборной панели (можно с подсветкой);
  • провод сечением не меньше 0,75 мм;
  • разъемы «папа-мама»;
  • изоляция.

Также понадобится новый датчик вентилятора, если старый неисправен. Исправность проверить можно омметром или прозвонкой. Если при нагреве нижней части радиатора вентилятор не включается, его надо менять.

Сначала нужно уменьшить ток, проходящий через контакты тепловое реле, управляющее включением вентилятора. Для этого схему включения вентилятора ВАЗ 2107 надо изменить так, чтобы он питался не напрямую от датчика, а через дополнительное реле. В этом случае контакты датчика вентилятора (термореле) не будут подгорать, а в случае выхода из строя дополнительного реле, последнее заменить будет намного проще.

Также необходимо подключить кнопку включения вентилятора так, чтоб при включении она дублировала датчик, подавая напряжение на катушку реле при включении. В этом случае при поломке датчика можно будет вручную включить вентилятор охлаждения ВАЗ и уберечь двигатель от перегрева.

Распространенные неисправности и диагностика

Помните, что диагностировать неисправность вентилятора системы охлаждения стоит с предельной осторожностью, так как вращающаяся крыльчатка может серьезно повредить пальцы рук или другие части тела! Не редки случаи, когда неисправный вентилятор неожиданно приходит в движение!

Вентиляторы системы охлаждения устанавливаются как перед радиатором, так и за ним, со стороны моторного отека. Устоявшегося единого стандарта касательно места установки среди конструкторов не существует. Многие владельцы автомобилей также часто задаются вопросом о том, в каком направлении дует вентилятор. Бытует мнение, что он осуществляет обдув радиатора для лучшего охлаждения ОЖ. Стоить запомнить, что дует вентилятор исключительно на двигатель независимо от места его расположения. Установка перед радиатором никак не означает, что обдувается только сам радиатор. Изменение направления обдува недопустимо.

Источник