Fan контроллер вентилятора автомобиля

«Борей-АВ» и «Борей-А»– «плюсовой» герметичный fan-контроллер (блок управления) электровентилятора системы охлаждения двигателя

  • Снижение расхода топлива
  • Увеличение срока службы двигателя
  • Вентилятор работает практически бесшумно

Содержание

В доброй половине машин штатная система управляет электровентилятором системы охлаждения двигателя (ЭВСО) коммутацией «плюсового» провода. Модель же fan-контроллера «Борей» ранее могла коммутировать лишь провод «массы». Модель «Борей-АВ» и «Борей-А» устранила этот пробел, они коммутируют «плюсовой» провод.

Узнать, какой из проводов к вентилятору коммутирует штатное реле можно следующим образом. При включенном зажигании, но на не заведенном ДВС и выключенном вентиляторе нужно тестером померять напряжение на любом из выводов вентилятора относительно массы. Если тестер покажет +12В, то вентилятор коммутируется проводом «массы». Если покажет 0В — то «плюсовым» проводом.

Модификации (виды) «Борея»

Существуют два вида «Борея» — с коммутацией либо минусового либо плюсового провода к вентилятору. Соответственно в «Борее» будет присутствовать либо буква «К»(минусовой) либо буква «А»(плюсовой). Все версии герметичны в отношении платы, версии с проводами также герметичны и в месте впайки проводов.

Остальные модификации связаны с наличием\отсутствием впаянных проводов, толщиной силовых проводов (2.5 или 4 кв.мм.), типом разъема к вентилятору(российский или импортный), напряжением батареи 12В или 24В(грузовики).

Корпус «Борея» — алюминиевый размером 45х45мм либо 35х90мм, размер не привязан к какому-то виду Борея и может меняться от партии к партии. Корпус служит теплоотводом и электрически изолирован от платы.

Эта версия находится на другой странице.

Это исполнение с разъемом для подсоединения проводов. Разъемы находятся внутри корпуса, чтобы грязь в них не попадала, для ввода проводов используется штуцер. Вся плата залита герметиком, за исключением контактов разъема для подключения проводов.

Провода в комплект не входят. Версия без проводов удобна тем, что силовые провода могут быть сделаны оптимальной длины «по месту». Штуцер предназначен для проводов до 4кв.мм., но на пределе возможны и 6кв.мм.

«Борей-К» коммутирует «массу».

Эта версия находится в производстве с весны 2018года, имеет существенные улучшения в части электроники, реализуемых функций и программирования.

Эта версия находится на текущей странице.

Это исполнение с разъемом для подсоединения проводов. Разъемы находятся внутри корпуса, чтобы грязь в них не попадала, для ввода проводов используется штуцер. Вся плата залита герметиком, за исключением контактов разъема для подключения проводов.

Провода в комплект не входят. Версия без проводов удобна тем, что силовые провода могут быть сделаны оптимальной длины «по месту». Штуцер предназначен для проводов до 4кв.мм., но на пределе возможны и 6кв.мм.

«Борей-А» коммутирует провод «плюс».

Исполнения на 24Вольта не будет.

Эта версия находится в производстве с весны 2018года, имеет существенные улучшения в части электроники, реализуемых функций и программирования.

Эта версия находится на другой странице.

«Борей-КВ» коммутирует «массу».

Герметичное исполнение «Борея», провода 2.5кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится.

Эта версия находится на текущей странице.

«Борей-АВ» коммутирует провод «плюс».

Герметичное исполнение «Борея», провода 2.5кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится.

Эта мощная версия находится на другой странице. Рекомендуется для ДВС более 3л.

«Борей-КВ4» коммутирует «массу». Мощность модели 520вт.

Герметичное исполнение «Борея», провода 4кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится.

Имеется заказное исполнение на 24Вольта.

Эта мощная версия находится на текущей странице. Модель 2019г.

«Борей-АВ4» коммутирует «плюс». Мощность модели 520вт. Рекомендуется для ДВС более 3л.

Герметичное исполнение «Борея», провода 4кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится.

Читайте также:  Приточная вентиляция для помещения котельной

Назначение «Борей-А(В)»- fan-контроллера электровентилятора

Когда стоим в пробке, непроизвольно обращаем внимание на люксовые автомобили, которые практически не шумят своим вентилятором системы охлаждения, несмотря на гораздо более мощные двигатели. Причин этому, конечно, достаточно много, но одна из них — использование модуля плавного управления мощностью этого вентилятора. Крутить наполную при частичной мощности ДВС на холостом ходу у них не принято.

Такой модуль управления стоит немалых денег, впрочем на общей стоимости машины у них он сказывается несильно.

Вот именно в плане цены «Борей» дает огромную фору таким импортным аналогам, ни в чем не уступая им по остальным параметрам. Историю создания «Борея» можно посмотреть здесь.

«Борей» решит для Вас проблему охлаждения двигателя машины в самых тяжелых условиях. «Борей» гораздо более надежен, чем реле.

«Борей» предназначен для изменения скорости вращения электровентилятора радиатора системы охлаждения в зависимости от текущей температуры двигателя таким образом, чтобы температура ДВС не уходила выше 1-2градусов от установленной точки включения электровентилятора. C этой задачей «Борей» справляется гораздо лучше, чем штатная релейная система.

Дополнительно «Борей» может управлять вторым электровентилятором или электропомпой для увеличения теплосъема с радиатора системы охлаждения. Естественно, что для работы «Борея» необходим вентилятор(ы), производительность которого(ых) достаточна для самого тяжелого режима охлаждения двигателя.

«Борей» работает «впараллель» со штатной системой включения вентилятора, ничем не мешая ей. Эти две системы резервируют друг друга, тем самым повышая общую надежность.

«Борей» обрабатывает и потребности кондиционера автомобиля, включая продув конденсора кондиционера тогда, когда это нужно кондиционеру. Этим ликвидируется необходимость в дополнительном вентиляторе для кондиционера. В модели «Борей-АВ» активный уровень этого входа может быть как низким(уровень массы), так и высоким (уровень +12В).

Для каких машин предназначен fan-контроллер?

Да, собственно, для всех, где есть электровентилятор. От «Оки« и до «Чероки», от 0.5 литров объема двигателя и до 5-8л, в том числе серийно устанавливаются на вездеходах АВТОРОС. В мощных машинах разумно просто использовать два электровентилятора с двумя «Бореями» даже там, где справился бы и один. В расчете на литр объема установка «Борея» на «Чероки» гораздо более дешевое мероприятие, чем на «Оку».

Назначение элементов:

Схема подключения fan-контроллера

Силовой жгут имеет два разъема. От электровентилятора отсоединяется разъем штатной системы и подстыковывается к первому разъему силового жгута. Освободившийся разъем электровентилятора подсоединяется ко второму разъему силового жгута. Перепутать их не получится, они разные. Провод «минус питания вентилятора» на этом разъеме крепится «под болт» на кузов в удобное место.

Жгут питания содержит один провод питания блока управления, который подключается к аккумуляторной батарее, желательно через предохранитель.

Жгут управления содержит четыре провода, первый из которых крепится к массе (измерительная масса), второй подключается к штатному датчику температуры двигателя, третий используется в случае, если автомобиль укомплектован кондиционером, четвертый — при необходимости управлять вторым (или резервировать основной) электровентилятором или электропомпой. Разветвление на два контакта у провода датчика температуры удобно при использовании одноконтактного датчика и позволяет иметь разъемное соединение в этом месте. Для двухконтактного датчика ответвление можно отрезать и соединить отрезанную часть с сигнальным проводом датчика для получения тоже разъемного соединения.

Одна из самых ответственных операций — настройка температуры включения вентилятора, автоматизирована. Для этого достаточно установить «Борей-АВ» параллельно со штатной системой управления вентилятором, завести мотор и дождаться, пока штатная система сработает 4 раза, и уже на 5 раз запустится тест системы охлаждения от «Борей-АВ» с плавным включением вентилятора до 100%. Дальнейшие включения будут происходить с плавной регулировкой оборотов в зависимости от температуры двигателя. Температура включения устанавливается на 5˚С ниже порога срабатывания штатной системы. Для желающих точнее настроить температуру включения специально сделана дополнительная сервисная функция коррекции установленной температуры включения вентилятора с малым шагом прямо на заведенном двигателе в паузах между включениями.

Установка fan-контроллера

Подробно об установке fan-контроллера на различные автомобили читайте на странице установки

Особенности «Борея-А»

Это более новая модель, она выпущена в 2018году и имеет достаточно большие отличия от более ранних моделей. Однако надо сказать, что никаких грандиозных преимуществ он не имеет, при выборе модели не нужно сильно ориентироваться на ее новизну, если вам нужны впаянные провода — выбирайте «Борей-АВ».

Появились два новых входа — включение и выключение. На первый можно поставить кнопку на принудительный продув, на второй — кнопку «брод».

В «Борее-А» существенно изменено программирование и подключение внешних датчиков. В частности он может работать в следующих конфигурациях:

Читайте также:  Траверс в вентиляции вес

1. Со штатным датчиком температуры, это был единственный вариант для более ранних моделей «Борея».

2. С автономным датчиком температуры.

3. Каскадная, ведомый блок повторяет все действия ведущего.

4. С двумя датчиками, один на ДВС, второй может устанавливаться в другом месте и может быть как датчиком температуры, так и давления. Типовое применение — датчик температуры подкапотного пространства, в пробках вентилятор будет срабатывать не только по температуре ДВС, но и по перегреву воздуха под капотом.

Ниже приведены соответствующие схемы подключения.

«Борей-А» поставляется по умолчанию запрограммированным под схему (первую) со штатным датчиком температуры первого типа, это самый массовый вариант использования «Борея». Пользователю при этой схеме подключения не нужно будет подробно разбираться с программированием «Борея», достаточно просто правильно подключить блок параллельно штатной системе, настроится он автоматически. Либо, в отсутствии штатной системы, надо поднести магнит (нажать магнитную кнопку) в момент достижения нужной температуры, которую «Борей» и запомнит.

Внешний вид Борея:

Подключение автономного датчика температуры

При желании можно врезать в контур циркуляции ОЖ дополнительный автономный датчик температуры (ДТ). В этом случае возникает проблема подачи питания датчика. Можно запитать его через дополнительный резистор 300 Ом от бортовой сети. Но в этом случае показания датчика будут зависеть от колебаний бортового напряжения. Лучшее решение — запитать датчик от стабилизированного источника питания. Это позволяет сделать блок «Борей-А«. В нем питание ДТ подается от внутреннего стабилизатора. Стоит отметить, что если на машине есть штатные датчики, особенно двухконтактные, то лучше использовать их, а не устанавливать автономный датчик.

Два комплекта проводов для «Борея-А», отличающиеся типом разъема

Доступны для поставки четыре комплекта проводов, различающихся типом применяемого разъема вентилятора и полярностью (для «Борей-А» и «Борей-К» ). Силовые провода имеют сечение 2.5кв.мм.

Первый тип с российским разъемом хорош тем, что если он не подходит по «пластмассе» к разъему вентилятора, то контакты можно извлечь из пластмассового корпуса и воткнуть по отдельности в разъем вентилятора, учитывая полярность. В автомобилях разных стран применяют разные разъемы, но внутренний тип контакта почти всегда один (размер 6.3мм), в том числе у вентиляторов «Бош» российского производства, а также «Шеви-Нивы» и «Калины».

Второй комплект проводов с разъемом Packard 12015987 (рисунок справа) подходит по «пластмассе» к большинству импортных вентиляторов, в том числе и вентиляторам «Бош» российского производства, а также к вентиляторам «Шеви-Нивы» и «Калины». Однако разобрать такой разъем уже не получится, контакты внутри специализированные и не подойдут к другому типу разъемов.

LED-шкала для индикации скорости вращения вентилятора

Светодиодная шкала «Фотон-1» показывает текущую скорость (мощность) вращения вентилятора. Фактически «Фотон-1» — измеритель среднего напряжения на моторе.

Светодиодная шкала «Фотон-3» показывает как текущую скорость (мощность) вращения вентилятора, так и отклонения температуры от точки включения «Борея», точка расположена в середине второй шкалы. По этому индикатору можно следить за алгоритмом работы «Борея», по нему также можно судить об эффективности системы охлаждения, ведь при снижении эффективности (например, радиатор забился тополиным пухом), индикатор покажет, что малой скоростью вентилятора температура уже не сбивается так же быстро, как раньше.

Дополнительные устройства.

Удобно часто измерять температуру внешними устройствами. Для этого мы пользуемся примитивным термометром и пирометром.

Термометр с индикатором, Китай. Его выносным термодатчиком можно измерить температуру радиатора, двигателя или любого другого объекта. После настройки Борея термометр можно поместить в салоне для измерения температуры воздуха или унести домой для измерения температуры аквариума. Безусловным преимуществом термометра является цена.

Пирометр, Китай. Позволяет измерять температуру бесконтактно в точке, подсвечиваемой лазером. Точность, конечно, меньше, чем у термометра с выносным датчиком, но зато удобно. Можно измерять температуры в автомобиле на двигателе, на трушихся деталях типа тормозных дисков или подшипников, дома искать щели в окнах и т.д.

Монтажный комплект реле

При монтаже «Борея-АВ» в некоторых случаях возникает необходимость использования внешнего реле:

  1. Если штатная система коммутирует на электровентилятор «массу», а не провод «+12», как «Борей-АВ».
  2. Если желательно развязать цепи включения кондиционера и «Борей-АВ»
  3. Если необходимо подключить второй вентилятор, электропомпу (или зарезервировать основной ЭВСО).

Для этих случаев доступен к заказу монтажный комплект реле, в котором есть само реле, колодка и необходимые провода. Комплект укомплектован паспортом со схемами подключения и полной информацией для монтажа.

Источник

Toyota Carina 🎌 3S-GTE › Logbook › Собрал Fan Controller .

Стоя в пробке я заметил что у меня вентиляторы охлаждения включаются чуть ли не через каждые 30 секунд и темпер был около 110, меня это немного напрягло т.к на прошлой машине я не обращал внимания на то как работают вентиляторы и мне было пофиг, но с кариной другая история поэтому мне этот факт не давал покоя !

Читайте также:  Как снять вентилятор печки ока

Встретившись с Ромкой под ником Klyaksa215 , не то что специально по поводу высокой температуры, а просто узнать что у него установлено в Карине и что можно перенять себе и вот оно то самое, у него установлен ( Fan Controller ) контроль включения вентиляторов по заданной температуре !
Выслушав от Ромки все плюсы данного девайса решил поставить себе такой же !

Погуглив интернет нашел несколько вариантов контроллеров, ценник ниже 3800 не видел, стал искать варианты решения самостоятельным путем, проще говоря сделать с подручных материалов !

На али увидел вот такой контроллер по температуре с функцией включения выключения реле, собственно что нам и нужно было !

с такими характеристиками =
диапазон регулирования температуры:-50

110 ° C
разрешение:-9.9 до 99.9
Точность измерения: 0.1 ° C
точность управления: 0.1 ° C
точность гистерезис: 0.1 ° C
частота обновления: 0.5 S
потребляемая Мощность: DC12V

Но это только внутренности, нужен корпус под него и чтоб не сильно стрёмный .
Вспомнились отданные мне на авто-разборке турботаймеры, и один из них был с экраном (то что нам и нужно)
Поехал в гараж, выкопал его из кучи проводов

и собственно стал сращивать made in China с made in Japan (мама норка, папа бобер = метис)

Выпаял дисплей с контроллера, чтоб установить его на площадку с кнопками в корпус турботаймера.
Понадобился кусок экрана с ТВ провода, высасывает олово с самых глубин пайки =)

сделал туже процедуру с лицевой платой на которой был дисплей таймера.

собираем все в одно целое !

Крышки турботаймера скреплялись одним шурупом по центру корпуса, в нашем случае такое не проканает, пришлось колхозить крепление по краям корпуса.

лактайд, сода, и части пластиковых креплений с (умершего) блока питания ноута !

Стекло корпуса по умолчанию прозрачное и просвечивает всю не красоту!
Пришлось немного проклеить тонировкой, ну и собственно проверить на работоспособность в домашних условиях !

Выставил температуру на 25* чтоб проверить индикацию включения реле и собственно само реле !

Все кул, работает =)

Решил попробовать подключить прибор к штатному датчику температуры, но увы =( не заработало !

Решено делать родной датчик температуры с комплекта контроллера, чтоб можно было его подключить в систему охлаждения !

Взял болт на 8, просверлил насквозь его сверлом на 4 для провода, под датчик просверлил сверлом на 5 до середины болта, чтоб сам датчик у нас не провалился сквозь болт !

Т.к датчик встал в болт у нас в плотную, я добавил немного герметика и собрал в одно целое !
Получился вот такой сенсор !

Осталось дело за малым, поставить сенсор ! но куда ?

Первым делом подумал о проставке под сенсор дачика температуры воды

но посмотрев на выход системы охлаждения с двигателя нашел там пару площадок куда можно поставить сенсор =)

У друга на разборке взял с донора 3S-GTE эту часть и установил туда сенсор !
Так как провод в сенсоре залит, и выходит сантиметров 50, я зафиксировал его хомутом, чтоб случайно не оторвать его !

Собрал все обратно, сенсор не где не мешает .

начался небольшой но неприятный дождик, я собрал все на место протянул провод сенсора в салон и помчался домой !

***** Danger *****
После сборки, нужно тщательно все проверить чтоб все обжимы шланчиков были плотно обжаты, а то как у меня из одного шланчика брызгала маленькая струйка и пока я доехал до дома вы брызгала литр антифриза =(

Дождик прошел или не дошёл еще до нашего района, но я стал подключать контроллер, машина была заглушена пока не вытек весь антифриз, параллельно позвонил брату и попросил подвезти по возможности антифриза с литр !
Процедура подключения не болезненная, выхода с реле цепляем :
1) на минус.
2) на провод включения реле охлаждения в машине .

Контроллер я подключил к тем же проводам что и буст контроллер, но можно и к прикуривателю или еще куда, кому куда удобно !

Похвастался брату, и т.к у меня есть еще 1 контроллер, попросил его найти какой ни будь турботаймер и стать счастливым обладателем бюджетного Fan Controllerа =)

Ка настраивается данный прибор ?
Краткая инструкция !

Бюджет составил около 200 рябчиков !

Всем спасибо кто осилил дочитать\ досмотреть да и вообще уделил время написанному !
Всем добра и легких решений !

Источник

Поделиться с друзьями
Вентилиция и кондиционирование
Adblock
detector