Меню

Как устроена система вентиляции в автомобиле



Как работает система отопления и вентиляции автомобиля

Современные автомобили сконструированы таким образом, что постоянный поток свежего воздуха обдувает салон, поддерживая нужную температуру даже с закрытыми окнами. Поступающий снаружи воздух может нагреваться двигателем, чтобы окна не запотевали.

Стандартная система отопления

Вентиляционная система современных автомобилей обеспечивает постоянный приток свежего воздуха и нагревает его при необходимости.

Поток воздуха

Воздух входит в большое отверстие, расположенное в передней части автомобиля. При движении в этой области создается давление, вталкивающее воздух в воздуховод. Затем воздух попадает в отопитель, который при необходимости нагревает его. Решетка для приема воздуха может располагаться в верхней части капота.

Воздух попадает в салон через отверстия, расположенные на приборной панели и в нижней части кузова. Вентиляторы можно повернуть так, чтобы они направляли потоки воздуха на водителя и пассажира, занимающего переднее сиденье.

В некоторых автомобилях предусмотрены вентиляторы, направляющие воздух на пассажиров, занимающих заднее сиденье.

Воздушный поток из отверстий в планке, расположенной в нижней части лобового стекла, препятствует его запотеванию. В более поздних моделях такая функция предусмотрена и для боковых стекол.

Во многих современных автомобилях воздуховоды снабжены клапанами, которые открываются и закрываются по необходимости.

В задней части корпуса предусмотрены выходные отверстия. При движении давление на них снижено, и воздух беспрепятственно выходит наружу.

Отопитель (печка)

В автомобилях с водяной системой охлаждения в корпус отопителя монтируется пучок труб. Получившийся небольшой радиатор принимает от двигателя горячую воду.

Захваченный воздух согревается при прохождении сквозь пучок труб с горячей водой.

В вентиляционной системе также присутствуют электровентиляторы, которые обеспечивают перемещение потоков воздуха, когда автомобиль стоит на месте или движется недостаточно быстро.

Электровентиляторы могут работать в разных режимах в соответствии с потребностями водителя и пассажиров.

Способы терморегуляции

Система отопления с водяными клапанами

В отопителе с водяными клапанами воздух проходит сквозь пучок труб. Температура в пучке определяется количество проходящей сквозь него горячей воды.

Система отопления на основе смешивания воздуха

В системе на основе смешивания воздуха трубы нагреваются до определенной температуры, и теплый воздух смешивается с холодным за счет движения створки.

Температура, до которой нагревается воздух, определяется водяными клапанами или системой смешивания. Водяные клапаны часто встречаются в старых моделях.

Датчик температуры, расположенный на приборной доске, посылает сигнал крану, который регулирует количество горячей воды, подаваемой в трубы. Эта система медленно реагирует на изменения, поэтому установить точную температуру практически невозможно.

Трубы системы с воздушным отоплением нагреваются постоянно. Датчик температуры изменяет положение створки, которая смешивает уже нагретый воздух с холодным воздухом, захваченным извне.

Зачастую такая система может подавать холодный воздух на вентилятор для обдува лобового стекла, даже если все остальные вентиляторы работают с теплым воздухом.

Створки, контролирующие подачу воздуха в отопитель, можно запустить вручную, переключив рычаг, который находится на приборной панели и соединен со створками тросами.

В дорогих автомобилях можно увидеть электронные элементы управления, которые получают информацию от датчиков, установленных рядом с входными отверстиями.

Автомобили с воздушным охлаждением

В автомобилях с воздушной системой охлаждения двигателя воздух во внутреннем отопителе может согреваться при движении по охлаждающим ребрам рядом с горячим выпускным коллектором.

Благодаря системе смешивания с термочувствительными клапанами воздух доводится до нужной температуры и поддерживает комфортную атмосферу в салоне.

При необходимости воздух дополнительно подогревается с помощью устройства теплообмена, которое получает тепло при сжигании топлива.

В отличие от водяных систем, в воздушных системах теплообменник позволяет отопителю работать от двигателя. В остальном же способы распределения тепла идентичны.

Источник

Устройство системы обогрева и вентиляции салона автомобиля

Система обогрева и вентиляции салона состоит из:

  • подогревно-вентиляционного устройства
  • воздуховодов
  • сопел, т.е. выходных отверстий

Подогревно-вентиляцтонное устройство расположено под задней частью передней панели. Оно может подавать свежий воздух из окружающей среды, или из салона автомобиля (рециркуляция). Воздух, посредством регулирующего устройства, воздуховодов и каналов подается к выбранным водителем соплам. Сопла А и В, подающие воздух вдоль автомобиля, оснащены рычажками, дающими возможность регулировки количества подаваемого воздуха и его направления в вертикальной плоскости.

Лицевая панель регулирующего устройства схематически показана на рисунке. Рычажок 1 служит для регулировки количества подаваемого воздуха. В левом положении (напротив символа неподвижного вентилятора) количество подаваемого воздуха зависит только от естественного напора, т.е. от скорости автомобиля (система не работает). Передвижение рычажка вправо вызывает включение наддува, причем в первом положении количество подаваемого воздуха наименьшее, а в третьем положении наибольшее. Рычажок 2 направляет воздух к выбранному соплу. При установке рычажка напротив оного из находящихся под ним символом, происходит подача воздуха к выбранным соплам.

Рис. Система вентиляции и обогрева салона:
1 — подогревно-вентиляционное устройство,
2 — центральное сопло,
3 — магистраль бокового сопла,
4 — боковое сопло,
5 — прокладка бокового сопла,
6 — магистраль сопла бокового стекла,
7 — сопло ветрового стекла.

Рис. Схема устройства вентиляции и обогрева салона автомобиля:
А — средние сопла, В — боковые сопла, С — нижние сопла, D — сопла ветрового стекла; Е — сопла боковых стекол, S — приток свежего воздуха, R — рециркуляция
2 — вентилятор, 4 — электродвигатель, 7 — подогреватель, 8 — заслонка, 9 — заслонка регулировки температуры.

Рис. Сопла, размещенные на передней панели: А — средние сопла, В — боковые сопла, С — нижние сопла, D — сопла ветрового стекла, Е — сопла боковых стекол.

Рис. Лицевая панель регулирующего устройства:
1 — переключатель наддува,
2 — рычажок выбора направления воздушного потока,
3 — рычажок выбора способа вентиляции (свежий воздух/рецикуляция),
4 — регулятор температуры воздуха,
5 — выключатель климатической установки.

Рычажок 3 служит для выбора способа вентиляции. В крайнем левом положении в салон автомобиля поступает только свежий воздух. Перемещение рычажка вправо постепенно прекращает подачу окружающего воздуха во внутренний объем автомобиля. При крайне левом положении рычажка 3 воздух, находящийся в автомобиле, подвергается полной рециркуляции. Этим режимом рекомендуется пользоваться при преодолении сильно загазованных участков дорог или туннелей, а также для быстрого обогрева салона автомобиля. Если автомобиль оснащен системой кондиционирования воздуха, система рециркуляции позволяет быстро достичь существенного снижения температуры в салоне.

Рычажок 4 регулирует температуру воздуха, поступающего из обогревателя. В левом положении обогреватель не действует. Перемещение рычажка вправо ведет к росту температуры воздуха, поступающего в салон.

Обогревно-вентиляционное устройство состоит из следующих основных узлов: нагревателя, вентилятора, приводимого в действие Электродвигателем, кожухов, заслонок и устройства управления. Нагреватель устройства подключен к системе охлаждения двигателя, т.е. эффективность подогрева воздуха, поступающего внутрь автомобиля, зависит от температуры охлаждающей жидкости.

Источник

Как устроена система вентиляции в автомобиле

Система отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля: Ваш личный климат погоде вопреки

опубликовано 18.03.2015

Салон автомобиля – именно то место, где любому автовладельцу должно быть в первую очередь комфортно. Ведь, как ни крути, это индивидуальное средство передвижения, а не сидение в автобусе. Поэтому каждый уважающий себя автомобилист непременно следит за чистотой, добавляет полезные аксессуары и приятные мелочи. Но если в разгар зимы в машине холодно, как за бортом, все усилия меркнут – никакая, даже самая теплая и пушистая «меховушка» не заменит неработающую печку и не принесет желанного уюта.

О том, как избежать в салоне чрезмерной жары летом и внеплановых морозов зимой, поддерживая в исправности систему отопления, вентиляции и кондиционирования, поговорим в данной статье.

Автомобили, в зависимости от модели и комплектации, могут быть оборудованы только системой отопления и вентиляции либо дополнены системой кондиционирования.

Система отопления, вентиляции и кондиционирования представляет собой единую систему, которая предназначена для обеспечения комфортной температуры и циркуляции воздуха в салоне при любых погодных условиях. Несмотря на то, что по сути это одна система, рассмотрим принцип работы каждой из составляющих в отдельности.

Система отопления салона преимущественно используется для обогрева в холодное время года. В качестве охлаждающей жидкости, как правило, служит антифриз (или тосол), который циркулирует по системе охлаждения и в нужный момент начинает поступать в радиатор отопителя. Это происходит за счет поворота специального рычага, меняющего положение заслонки: в закрытом состоянии теплоноситель минует радиатор, а в открытом проходит через него уже в горячем виде. Когда радиатор становится нагретым, включается вентилятор, работающий на охлаждение и передающий тепло в салон через воздуховоды. Они расположены на передней панели, подведены к решеткам обдува лобового и боковых стекол и к отверстиям для подачи воздуха к ногам. В зависимости от модели автомобиля воздуховоды также могут быть выведены к заднему сиденью в режимах «на пассажира» и «в ноги» (возможна различная регулировка направления воздуха).

Читайте также:  232890 аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии

За циркуляцию и очистку воздуха в салоне отвечает система вентиляции. Из подкапотного пространства воздух пропускается через специальные фильтры, очищается и передается в салон, при этом его температура не меняется. Интенсивность подачи устанавливается вращением вентилятора. Выходит воздух с помощью клапанов, закрывающих отверстия в боковинах багажника. Для управления потоками в салоне также используются заслонки, меняющие положение и открывающие либо предотвращающие забор наружного воздуха. В случае необходимости включается режим рециркуляции, когда заслонки закрываются, и воздух в салоне начинает двигаться без поступления снаружи – эта функция особенно полезна при движении по задымленным или запыленным участкам дороги. Таким образом, система вентиляции обеспечивает циркуляцию воздушных потоков, поддерживая свежесть, чистоту и достаточную влажность (чтобы избежать запотевания стекол, к примеру, в дождь).

Наконец, в некоторых автомобилях установлена система кондиционирования. Ее главная задача – охлаждать воздух в салоне, избавляя водителя и пассажиров от изнуряющей жары в теплое время года. Функционально она может быть представлена в виде обычного кондиционера или системы климат-контроля, создающей микроклимат в машине и поддерживающей постоянную температуру вне зависимости от погоды за бортом.

В состав системы кондиционирования входят компрессор, конденсатор, ресивер-осушитель, термовентиль и регулирующие клапаны. Компрессор кондиционера сжимает поступающий хладагент (как правило, фреон), который изначально находится в виде газа под довольно небольшим давлением, но после выхода из компрессора его давление и температура сильно увеличиваются. В таком состоянии хладагент подается в конденсатор (радиатор кондиционера), расположенный перед радиатором охлаждения двигателя, там обдувается воздухом и конденсирует или, иными словами, превращается в жидкость. Далее он перетекает в ресивер-осушитель, снабженный фильтрами для очистки, избавляется от примесей и грязи и подступает к терморегулирующему клапану (вентилю), на выходе из которого резко охлаждается за счет сильного снижения давления и температуры. Так, снова в виде газа фреон попадает в испаритель, расположенный в отопителе, и благодаря вентилятору испаряется и через воздуховоды подается в салон. При этом движение хладагента по трубопроводам регулируется специальными клапанами, а уровень давления отслеживается с помощью датчика, установленного между компрессором и конденсатором.

Итак, исправность системы отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля проверяется главным образом во время технического обслуживания, когда происходит замена, заправка или дозаправка всех изношенных элементов. Разумеется, вопросы диагностики лучше делегировать квалифицированным специалистам, однако есть важные параметры, которые легко отслеживать самостоятельно.

  • Уровень охлаждающей жидкости: должен не опускаться ниже минимального значения и в то же время не превышать максимальное. При слишком малом количестве антифриза двигатель перегревается, а при чрезмерном возможны повреждения расширительного бачка.
  • Загрязнение радиатора: со временем он засоряется и покрывается грязью, накипью и ржавчиной. Проверить это возможно при прогретом двигателе – нижняя часть останется холодной.
  • Герметичность радиатора: можно диагностировать самостоятельно, заполнив водой и создав необходимое давление. Если обнаруживается течь, ее устраняют пайкой (когда размеры небольшие), либо меняют радиатор. Нелишним будет проверить герметичность пробки радиатора, повреждение которой также может вызвать утечку.
  • Натяжка приводного ремня: неправильная регулировка чревата проскальзыванием или пробуксовкой, что в любом случае сказывается на работе всей системы и неминуемо ведет к преждевременному износу или даже обрыву.
  • Исправность салонного фильтра: от степени загрязненности напрямую зависит качество очистки воздуха и микроклимат внутри автомобиля. Выявить подлежащий замене фильтр несложно: в салон будут проникать лишние запахи с улицы, стекла могут запотевать и покрываться пылью и грязью изнутри. Однако лучшим способом проверки является время/пробег использования: фильтры – расходные материалы и должны меняться не реже, чем при переходе из одного сезона в другой.

В целом, чтобы предотвратить практически любую неисправность системы отопления, вентиляции и кондиционирования, достаточно соблюдать регламент технического обслуживания автомобиля и регулярно мониторить значения указателя температуры на приборной панели. И, конечно, быть внимательным при эксплуатации машины: подтеки под днищем и на двигателе, белый дым при прогреве, специфический запах охлаждающей жидкости, светлая пена в масляном щупе – все это сигнализирует о том, что пора ехать в сервисный центр или пытаться устранить неполадку своими руками. Так или иначе, от правильно функционирующей системы отопления, вентиляции и кондиционирования зависит не только Ваш комфорт, но и здоровье, а в некоторых случаях – безопасность.

IXORA рекомендует радиаторы Nissens: Основанная в Дании в начале прошлого века, сегодня компания Nissens прочно занимает лидирующие позиции в производстве и реализации автомобильных радиаторов по всему миру. Благодаря двойным пластинам радиаторы Nissens обеспечивают оптимальный воздушный поток для более быстрого охлаждения жидкости. А специальные силиконовые прокладки, которыми комплектуется каждое изделие, отличаются гибкостью, упругостью и надежно защищают от воздействий тосола и антифриза. Расширительные бачки выполнены из высокопрочного материала, сохраняющего свои свойства даже при резких и значительных скачках температуры. Кроме того, уровень качества радиаторов Nissens подтверждается многочисленными тестами, проводимыми в режиме реальной эксплуатации автомобиля.

Наиболее популярные модели авторадиаторов Nissens представлены в таблице ниже. Весь ассортимент комплектующих можно найти в разделе каталогов запчастей.

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Наиболее популярные модели авторадиаторов Nissens
Производитель Наименование детали Номер детали Применяемость*
NISSENS Радиатор отопителя 73962 AUDI A3 1996-2003, VW Polo 1994-2001, VW Golf 1991-2005
NISSENS Радиатор кондиционера 940012 SUZUKI Grand Vitara 2005->
NISSENS Радиатор кондиционера 940057 SUZUKI Swift 2004->
NISSENS Радиатор кондиционера 940093 AUDI A1 2010->, SKODA Rapid 2012->, VW Polo 2012->
NISSENS Радиатор кондиционера 940140 HONDA CR-V 2007-2012
NISSENS Радиатор кондиционера 940157 VW Touareg 2010->
NISSENS Радиатор кондиционера 940166 MITSUBISHI Pajero IV 2006->
NISSENS Радиатор кондиционера 940243 HYUNDAI Solyris 2010->, KIA Rio 2010->
NISSENS Радиатор кондиционера 940262 LADA Largus 2012->, RENAULT Logan 2004->
NISSENS Радиатор кондиционера 94452 HYUNDAI Accent ТАГАЗ 2003->
NISSENS Радиатор кондиционера 94628 SKODA Roomster 2006->, VW Polo 2002-2009
NISSENS Радиатор кондиционера 94664 FORD Torneo 2002->, FORD Tranzit 2002->
NISSENS Радиатор кондиционера 94684 AUDI A3 1996-2003, VW Polo 1994-2001, VW Golf 1991-2005
NISSENS Радиатор кондиционера 94826 CITROEN Berlingo 2009->, PEUGEOT Partner 2009->

Все перечисленные бренды, а также широчайший ассортимент любых других

деталей и запчастей Вы всегда можете найти в сети магазинов IXORA.

Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно, позвонив по телефону – 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Источник

Система отопления кондиционирования и вентиляции салона. Общая информация

Рис. 12.1. Схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, обогрева и кондиционирования воздуха: 1 – дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 – заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и к дефлекторам панели приборов; 3 – дефлекторы панели приборов; 4 – воздуховоды обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 5 – заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и к воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 6 – радиатор отопителя; 7 – салонный воздушный фильтр; 8 – заслонка системы рециркуляции; 9 – короб воздухопритока; 10 – воздухозаборник в салоне автомобиля; 11 –крыльчатка вентилятора; 12 – электродвигатель вентилятора; 13 – испаритель кондиционера; 14 – дренажное отверстие для слива конденсата; 15 – заслонка регулятора температуры; 16 – корпус блока системы отопления и кондиционирования.

Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 – комбинированный датчик давления; 2 – участок трубопровода высокого давления; 3 – ресивер–осушитель; 4 – сервисный клапан линии высокого давления; 5 – конденсор (радиатор кондиционера); 6 – вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 – компрессор кондиционера; 8 – участок трубопровода низкого давления; 9 – сервисный клапан линии низкого давления; 10 – вентилятор отопителя; 11 – испаритель; 12 – терморегулирующий клапан.

Система отопления (кондиционирования) и вентиляции представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя отопитель (повышает температуру воздуха при любых режимах работы системы), кондиционер (снижает температуру и влажность воздуха), вентилятор и воздуховоды с фильтром (обеспечивают воздухообмен в салоне, очищают воздух от пыли), а также блок управления (управляет всеми элементами системы для получения заданных параметров комфорта).
Примечание.
Систему кондиционирования воздуха устанавливают на часть выпуска автомобилей.

Наружный воздух может поступать в салон через окна дверей при опущенных стеклах и воздухонагнетатель, расположенный перед ветровым стеклом. Воздух из воздухонагнетателя может поступать в салон автомобиля через сопла обдува ветрового стекла, боковые и центральные сопла, а также через нижние сопла корпуса отопителя.
Управление системой отопления и вентиляции салона выполнено автономно от системы кондиционирования воздуха при выполнении функции обогрева и вентиляции салона, удаления инея и конденсированной влаги с ветрового стекла, а также обдува стекол дверей. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондиционера. Узлы отопителя и испарителя кондиционера выполнены в одном блоке.
Для очистки подаваемого в салон воздуха от содержащейся в уличном воздухе пыли в блоке отопителя установлен фильтр.
На автомобиле установлен отопитель жидкостного типа. Он объединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами, проходящими в моторном отсеке.
Основные узлы отопителя (рис.12.1): – теплообменник отопителя 6 (радиатор), предназначенный для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости; – вентилятор 11 с электрическим приводом 12 (воздухонагнетатель), обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера; – заслонка 15 регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в салон, от изменения ее положения зависит количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника; – заслонки 2 распределения воздуха, поступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.
На рис. 1.7 показана панель блока управления отоплением (кондиционированием) и вентиляцией салона автомобиля, установленная на консоли панели приборов.
Переключатель 18 (см. рис. 1.7) интенсивности подачи воздуха в салон работает независимо от положения регуляторов распределения воздуха и температуры и управляет скоростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.
Регулятор 16 распределения потоков воздуха и регулятор 27 температуры управляют заслонками отопителя с помощью тросовых приводов.
Системой кондиционирования воздуха управляют посредством органов управления, расположенных на панели, общей с отопителем.
На автомобиле Chery Tiggo установлена система кондиционирования компрессорного типа (рис. 12.2).

Компрессор установлен на двигателе с помощью специального кронштейна крепления и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов.
Компрессор аксиально-поршневого типа переменной производительности. Вал компрессора установлен в алюминиевом корпусе на двух игольчатых подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником. В компрессоре семь поршней с тефлоновыми уплотнительными кольцами. Клапаны лепесткового типа. Регулятор производительности встроен в корпус компрессора.

Шкив привода установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. При включении кондиционера крутящий момент от шкива к валу компрессора передается через фрикционную муфту с электромагнитным приводом. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе и создает давление, необходимое для перетекания хладагента через отверстие терморегулирующего клапана.
Полезный совет.

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок – это муфта под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.
Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.
1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник. В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора или составляющих ее частей.
2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то, возможно: – произошла утечка хладагента, и электрическая схема управления блокирует включение компрессора; – вышел из строя датчик давления в системе; – нарушена электросхема управления; – сгорела катушка электромагнитной муфты; – блок управления двигателем по какой–либо причине заблокировал включение компрессора.
3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор.
Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит, компрессор придется заменить.
4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае, возможно, компрессор только делает вид, что работает, а на самом деле он ничего не перекачивает.
Установить истину сможет только опытный специалист при наличии контрольно–диагностического оборудования. Если вашему компрессору поставили диагноз «отсутствие компрессии», то вы должны быть уверены, что неисправность выявил хороший специалист. Если возникли сомнения, можно провести диагностику повторно и удостовериться, что затраты на приобретение и замену компрессора действительно неизбежны.
Точную причину неисправности можно определить лишь в результате полной диагностики в сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.

В некоторых вариантах исполнения компрессора на крышке 8 (см. рис. 12.4) блока лепестковых клапанов может быть установлен клапан сброса аварийного давления. В случае роста давления в системе при отказе датчика давления или иных нештатных ситуациях, при превышении установленного максимума давления мембрана клапана разрушается, и часть хладагента выбрасывается на улицу.
Как правило, после этого аварийный клапан не обладает достаточной герметичностью.
Поэтому после устранения причин, вызвавших рост давления и сброс хладагента, клапан подлежит обязательной замене.

Конденсор (радиатор кондиционера) многопоточного типа установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для увеличения жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые с фланцами для подсоединения трубок.
По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление.
В конденсоре конденсируются пары сжатого компрессором хладагента и выделяющееся при этом тепло отводится в окружающий воздух.
При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя. Это улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.
Полезный совет.

Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.
Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению В тонкостенных пластин оребрения.
Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стенки трубок у него тоненькие В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.
Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25–28 бар.
Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.
После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-установку, сварку конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.

Ресивер-осушитель установлен в моторном отсеке с правой стороны. Корпус ресивера неразборный, изготовлен из алюминиевого сплава. Трубопроводы крепятся к корпусу ресивера с помощью фланцевых соединений. Внутри корпуса находятся фильтрующий элемент и полость, заполненная гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.
Примечание.

В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если система находилась в открытом состоянии (были сняты какие-то узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресиверосушитель подлежит замене. Без этого после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера. Приобретая новый ресивер, убедитесь в том, что соединительные патрубки плотно закрыты технологическими заглушками. Ресивер, хранившийся без заглушек, для использования не пригоден, даже если он совершенно новый.

Терморегулирующий клапан блочного типа расположен под капотом возле моторного щита. Имеет фланцевые соединения. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации не регулируется.

Испаритель расположен в общем корпусе с отопителем салона. Изготовлен из плоских алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.
На испарителе закреплен датчик электронного термостата. Он контролирует температуру поверхности испарителя и при ее снижении ниже точки обмерзания подает в блок управления двигателем сигнал для выключения компрессора кондиционера – происходит оттаивание испарителя.
Примечание.
При охлаждении проходящего через испаритель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются.
Конденсат через дренажную трубку сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды. Это является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.
В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя, оседают частицы дорожной грязи и пыли.

Этот слой является прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду.
Чтобы максимально уменьшить риск возникновения этой проблемы, необходимо при покупке автомобиля провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами и регулярно прочищать дренажную трубку. Если запах все же появился, следует обратиться в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров, для промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.

Рис. 12.3. Конструкция шланга гибкой вставки: 1 – наружная защитная оболочка; 2 – тканевый корд силового каркаса; 3 – пластиковый герметизирующий слой; 4 – внутренний маслостойкий слой Для соединения взаимоподвижных элементов системы трубопроводы на отдельных участках, имеют гибкие вставки (рис. 12.3) из синтетических материалов.

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене.

На трубопроводах также расположены два сервисных клапана и для подсоединения диагностического и заправочного оборудования.
Клапаны закрыты резьбовыми колпачками, для предохранения их от попадания грязи. На колпачки нанесены символы H и L линий высокого и низкого давления соответственно.
Примечание.

Так расположены на трубопроводах сервисные клапаны высокого А и низкого Б давления.

В клапанах установлены золотники, схожие по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.
Для выворачивания и заворачивания золотников используется специальный ключ.
Предупреждение.

Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено, так как после такой проверки золотник клапана может полностью не закрыться, и произойдет утечка хладагента из системы!

Датчик давления комбинированного типа установлен на участке трубопровода высокого давления в моторном отсеке. Он принудительно отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы (не более 1,7 бар) и аварийном повышении давления в системе (не менее 28 бар) с целью защиты компрессора от перегрузок. При давлении 18 бар датчик включает цепь питания вентилятора 6 радиатора системы охлаждения двигателя, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера (см. рис. 12.2).
Примечание.
Датчик установлен на трубопроводе с помощью резьбового штуцера с запирающим клапаном, поэтому при замене или проверке датчик можно отвернуть, не нарушая герметичности системы.
Предупреждения.

Уплотнительное кольцо А на резьбовом штуцере трубопровода при замене датчика следует заменить новым и перед наворачиванием датчика смазать маслом для системы кондиционирования.

Проверьте состояние поверхности уплотнения на корпусе датчика. Поверхность должна быть чистой и гладкой.
При наличии следов коррозии датчик придется заменить.
Хладагент. Система заправлена хладагентом R134a. В хладагент добавлено специальное масло для смазки компрессора. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты и масла других типов.
Полезный совет.

Тип рекомендуемого масла указан на табличке, наклеенной на корпус компрессора.
Предупреждение.
Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением.
Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры предосторожности. Работайте в защитных очках.

Примечания.
В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация – это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.

Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.
В некоторых сложных случаях применяется метод ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.

Метод состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель.
В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы, под действием ультрафиолетовых лучей специального светильника краситель начинает светиться (флюоресцировать)

и места утечки хладагента становятся видны. Следует отметить, что краситель не оказывает никакого отрицательного воздействия на систему.
Он может находиться в хладагенте и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу только когда возникнет утечка.

После ремонта автокондиционера необходимо провести вакуумирование и заправку системы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каждой модели автомобиля индивидуален.
Для проведения качественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:

– прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконечниками;

– двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

– высокоточные (цена деления д5 г) весы для дозирования заправляемого хладагента.
В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

Источник