Меню

Масло для смазки вентилятора компьютера



Масло для смазки вентилятора компьютера

Чем смазывать кулер ноутбука

Смазочные материалы существуют не только для технических устройств, но еще и для компьютерных технологий. Правда, сфера применения подобных веществ строго ограничено кулером, который тоже имеет степень износа. И если правильно подбирать смазочный материал и правильно его наносить на кулер, то можно значительно повысить срок службы того или иного кулера. Главное внимательно разобраться в вопросе, чем и посвящен данный материал.

Как выбрать смазку для кулера

Если воспользоваться традиционным поисковиком, то можно обнаружить большое количество информации по данному вопросу. Правда не стоит торопиться сразу практически применять все полученные рекомендации. Дело в том, что вся доведенная информация не имеет под собой крепкой основы. Кто-то ориентируется исключительно на теоретические данные, кто-то просто старается экспериментировать, не дожидаясь основного результата и т.д. В любом случае стоит помнить о том, что неправильная эксплуатация данной комплектующей части может стать причиной поломки комплектующих частей ноутбука.

Если подробнее рассматривать структуру кулеров, то стоит отметить, что они имеют не только лопасти, но еще и подшипники открытого и закрытого типа. Первый вариант нуждается в смазке, так как имеет предпосылки к износу. Закрытый вариант, наоборот, хорошо защищен и не нуждается в постоянной заботе. Сами материалы изготовлены из специальных сплавов, которые ориентированы исключительно на длительный срок службы.

Стоит понимать, что для разных типов подшипников предусмотрены различные материалы для смазывания. И ориентироваться нужно строго на узлы скольжения, так как они составляют большую часть строения. Поэтому для данного элемента следует использовать смазку, подходящую по следующим критериям:

  • наиболее важным критерием является вязкость, которая не будет ограничивать частоту вращения лопастей, к этому пункту в основном подходят жидкие масла, но точно не густые материалы;
  • обязательным элементом в данном случае выступает дисперсная добавка, которая необходима для обеспечения легкого процесса запуска и нормальную работоспособность во время набора скорости, кстати, наиболее распространенным добавочным элементом является тефлон;
  • следует обращать внимание на то, что для компьютерного кулера крайне опасны разнообразные негативные эффекты влияния, к примеру, усадка резины, набухание или коррозия, если смазка содержит такие пункты, то она точно не подойдет для практического применения в условиях компьютерной технологии;
  • смазка должна обладать повышенными проникающими свойствами, так как компьютерный кулер обладает большим количеством мелких элементов;
  • еще одним важным пунктом является сцепление смазки с устройством, так как низкая степень прилипания может стать причиной вытекания смазки.

Перечисленные критерии строго ориентированы на подшипники качения. И при этом смазка должна обладать хорошим показателем пластичности.

Наиболее распространенным вариантом использования является смазка WD-40. Правда, если изучить материалы в сети, то мнения будут сильно расходиться. Одни пользователи с уверенностью говорят о том, что данный вариант смазки идеально подходит для такого использования, а другие утверждают, что пользоваться ей категорически нельзя.

Если обратить внимание на официальный сайт производителя, то там нет никакой информации касательно практического применения для смазывания кулера. Смесь подходит для технических деталей, для чистки труднодоступных мест механизмов, но никак не относится к устройствам быстрого вращения. Поэтому сразу возникают сомнения по поводу целесообразности применения такого элемента.

Правда, даже если начать экспериментировать, то эффект обязательно будет, только навряд ли он порадует. Ведь длиться эффект будет не так долго и придется повторять процедуру, а частое использование такой смеси точно не будет благоприятным для кулера. Главной опасностью выступает химический состав смеси, которая может негативно отразиться на работоспособности и внешнем виде кулера. В итоге, после повторного использования смазки можно дойти до того, что кулер просто выйдет из строя или будет постоянно заклинивать.

Графитовая смазка

Есть еще один вариант в виде графитовой смазки, правда, тут сразу выступают специалисты, которые крайне не рекомендуют пользоваться ей:

  • графит по своей структуре может выступать в качестве проводника тока, что может привести к большим проблемам и даже опасности для пользователя;
  • графит категорически не предназначается для использования для смазки элементов быстрого вращения.

Исключением является графитовая пыль, которая имеет немного другую структуру. Использовать смазки с невысоким содержанием графитовой пыли разрешается, но исключительно для улучшения скольжения.

Как выбрать масло

Исходя из всей приведенной информации можно сделать вывод об идеальных характеристиках смазки, которые по своей сути являются маслами:

  • должны быть достаточно жидкими;
  • отличительным свойством должно стать формирование пленки на поверхности;
  • у масла обязательно должен был быть эффект заполнения зазоров и шероховатостей.

Несмотря на четкие требования, не стоит волноваться, так как группа таких масел достаточно обширная и к ним точно не относятся составы растительного и животного свойства.

Что касается основных рекомендаций, то для кулеров подойдут масла следующей классификации:

  • масла со свойством малой вязкости: отлично подходит для смазывания элементов с высокой скоростью вращения, что касается типа масел, то к ним относится машинное, оружейное, трансформаторное, веретённое и другие аналогичные варианты;
  • масла со свойством средней вязкости: еще один идеальный вариант масла, который отлично подходит для заполнения зазоров и при этом есть еще свойство формирование пленки, правда, есть в этом и минус, они сильно нагружают механизм.

В качестве альтернативного вариант можно отметить масла с высокой вязкостью. Такой тип смазки классифицируется как литол или солидол, правда не стоит торопиться с применением этого материала, так как оно крайне специфичное и предназначается исключительно для мощных кулеров.

Масло для кулера ноутбука

Если брать во внимание смазку с густой основой, то они буквально вдавливают смазку в зазоры. Главным преимуществом использования такого варианта является, что благодаря такой смазке можно запустить практически «убитый» кулер, но ненадолго. Но выделенного времени будет вполне достаточно, чтобы приобрести новую комплектующую деталь. При этом категорически запрещается использовать такую смазку для микровентиляторов.

Наиболее простым способом получить необходимую смесь является посещение специализированного магазина. В нем будет предложен большой ассортимент продукции, которая пригодится для смазывания кулеров. При этом все смазки подбираются строго для компьютерных кулеров и могут работать в температурном диапазоне от – 20 до + 300 градусов. А чтобы пользователям было удобно использовать смазку, производители выпускают их в специальном шприце и наиболее приоритетными вариантами в данном случае будут классы смазок SPO-1 и SPO-2.

Читайте также:  Функции слуховой трубы слуховая вентиляционная

Как смазать кулер

Современные компьютеры в большинстве оснащаются сразу несколькими кулерами. Один устанавливается в блок питания, второй имеется у центрального процессора, третий может оказывать поддержку, охлаждая видеокарту. Если брать во внимание стационарные компьютеры, то корпус может иметь дополнительные вентиляторы для охлаждения, что как минимум благоприятно сказывается на внутренней температурной среде.

Кулер ноутбука

Обычно компьютерным кулерам редко требуется смазка, так как достаточно поддерживать их нормальное состояние и удалять пыль, стараться не допускать сильного засора. А если кулер начинает сильно вибрировать и шуметь, о необходимо его смазать или полностью заменить, так как ни к чему хорошему это не приведет. Но изначально следует найти источник проблемы.

Если слышится посторонний звук в работе компьютера, то непременно следует проверить все кулеры. Для этого необходимо аккуратно каждый кулер притормозить пальцем в центре лопастей. Ни в коем случае нельзя браться за сами лопасти, так как можно поранить руку. Таким образом можно вычислить с каким кулером наблюдаются проблемы.

Обратите внимание, что далеко не все кулеры имеют одинаковое строение и крепления. Порой снять кулер просто, а иногда уже придется обращаться к дополнительным инструкциям по разбору. Может быть и такая ситуация, что кулер невозможно снять, только при полном разборе и отключении.

ВАЖНО! Если вы планируете кулер или снимать его, старайтесь это делать при полном отключенном питании, так как есть опасность получения удара тока.

Как только вопросы с кулером решены, можно приступать к поиску подшипника. Сделать это несложно, достаточно поначалу отклеить специальную наклейку. Обычно она располагается со стороны проводов подключения. Делайте это аккуратно и не повредите как сами провода, так и слой специального клея в них.

Некоторые модели кулером имеют специальную резиновую пробку. Ее необходимо аккуратно снять, для этого понадобится шило или любой другой маленький колющий предмет. Аналогичные действия нужно провести с шайбой, которая держит лопасти. Только не торопитесь в процессе, так как шайба обладает повышенной хрупкостью и любое неосторожное действие может привести к поломке. После шайбы остается снять резиновое кольцо с вала.

Перед тем, как начинать наносить смазку, первым делом следует убрать грязь и пыль с поверхности. Лучше воспользоваться специальным очистителем или спиртом. Крайне не рекомендуется применять ацетон и прочие химические вещества с агрессивным составом. Дело в том, что столь сильные химические активности могут повредить резиновые и пластмассовые элементы.

После испарения всех веществ, следует расположить крыльчатку на ровной поверхности и нанести на основание небольшую дозу смазки (буквально каплю). Затем следует прокрутить кулер и проверить, нормально ли он крутится по инерции. Если все хорошо, то достаточно переходить к сборке кулера.

Остается только протереть поверхность кулера очистителем и можно завершать сборку. Если наклейка не держится, можете в качестве альтернативы использовать небольшой слой скотча.

ВАЖНО! Если после смазывания кулера он продолжает шуметь, то это означает его поломку, поэтому следует задуматься о замене кулера.

Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера

При первом изготовлении кулера на производстве на него наносят специальную смазку, которая гарантирует хорошую работоспособность даже при долгой эксплуатации. Правда, если постоянно пользоваться компьютером, то изношенность повышается и срок действия смазки стремится к минимальному значению.

Смазка является вспомогательным средством для поддержания работоспособности кулера, который начинает сильно вибрировать или шуметь. Правда, в большинстве случаев для восстановления работоспособности придется задуматься о замене этого элемента.

В любом случае, пользоваться таким методом восстановления работоспособности стоит, особенно если после первого использования кулер работает лучше. Но стоит понимать, что смазка не решает проблемы, а лишь временно откладывает вопрос о смене кулера.

Источник

Смазки для вентиляторов компьютера

Смотрите также

Вентиляторы компьютера, или кулеры (от англ. cooler – охладитель) представляют собой достаточно простые технические устройства, однако от их надежности зависит работа таких дорогостоящих компонентов компьютера как процессор, видеокарта, блок питания, системная плата.

Несмотря на постоянное совершенствование конструкции вентиляторов компьютера их ресурс значительно уступает долговечности электронных устройств компьютера. Это объясняется наличием в конструкции вентиляторов узлов трения – подшипников, которые изнашиваются в процессе эксплуатации.

Смазочный материал является неотъемлемым конструктивным элементом подшипника. Свойства смазки для вентиляторов компьютера в значительной степени определяют износостойкость этого узла. При неэффективной смазке подшипник изнашивается и начинает шуметь, появляется вибрация, существенно увеличивающая интенсивность дальнейшего изнашивания.

На сегодняшний день имеется большое количество публикаций с рекомендациями по выбору смазочного материала для подшипников вентиляторов. Зачастую они прямо противоположны, не имеют никаких технических обоснований и базируются лишь на личном опыте авторов. Все это ставит пользователя в затруднительное положение при выборе смазочного материала и вынуждает экспериментировать, рискуя вывести из строя не только вентилятор, но и весь системный блок.

Типы подшипников компьютерных вентиляторов

В компьютерных вентиляторах, как правило, встречаются подшипники двух типов – скольжения и качения. Первые могут быть изготовлены из антифрикционного сплава или композиционного материала с эффектом самосмазывания за счет содержания антифрикционных наполнителей. Вторые представляют собой узлы трения с элементами качения в виде шариков. Подшипники качения могут быть закрытого типа, не допускающего повторного смазывания, или открытого.

В зависимости от типа подшипника вентилятора для их смазывания должны применяться различные смазочные материалы.

Смазка подшипников скольжения компьютерных вентиляторов

Выделим основные требования, которым должен удовлетворять смазочный материал для подшипников скольжения вентиляторов.

  • Материал, обладая оптимальной для данных условий вязкостью базового масла, должен обеспечивать заданный производителем режим трения.

Читайте также:  Котел навьен чистка вентилятора

Подшипники скольжения работают при достаточно высоких частотах вращения и рассчитаны на работу в режиме гидродинамической смазки. В этом режиме разделение поверхностей трения происходит за счет образования масляного клина при их относительном движении. Поэтому для подшипников скольжения эффективны только жидкие смазочные материалы требуемой вязкости. Недостаточно вязкий смазочный материал не обеспечит разделения поверхностей, слишком густой – приведет к повышенным потерям на внутреннее трение в смазочном слое, нагреву, окислению и потере устойчивости масляного клина.
Несмотря на то, что правильно смазанный подшипник скольжения большую часть времени работает в режиме гидродинамической смазки, в моменты пуска, набора скорости и останова он кратковременно функционирует в граничном режиме. При таком режиме масляный клин отсутствует, и поверхности трения разделены только тонким смазочным слоем, на некоторых участках контакта соприкасаясь вершинами микронеровностей поверхностей.

Именно на периоды граничной смазки приходится наиболее интенсивное изнашивание подшипника, поэтому смазочный материал должен эффективно работать и в этом режиме, образуя устойчивую к нагрузкам граничную пленку. Этим требованиям отвечают дисперсии, которые получают введением в масла твердых антифрикционных наполнителей (тефлона, графита, дисульфида молибдена).

  • Смазочный материал должен надежно функционировать в заданном интервале рабочих температур, не окисляясь, не испаряясь и обеспечивая долговременную смазку. В случае перегрева или иной ситуации, приводящей к масляному голоданию, смазочный материал должен обеспечить временную защиту подшипника от катастрофического изнашивания. Эффект аварийной смазки обеспечивают твердые антифрикционные наполнители в составе смазочной композиции.
  • Материал не должен вызывать набухания или усадки пластиковых и резиновых деталей. Кроме того, он не должен содержать химически активных присадок, вызывающих коррозию антифрикционных сплавов на основе цветных металлов. Именно по этой причине для эффективной работы компьютерных вентиляторов нельзя применять большинство моторных, трансмиссионных и индустриальных масел.
  • Применяемый смазочный материал должен обладать высокими проникающими свойствами. Только в этом случае он проникнет в узкий зазор между валом вентилятора и втулкой подшипника и полностью покроет трущиеся поверхности.

    Для смазывания подшипников скольжения удобно применять смазочный материал в аэрозольной упаковке с насадкой в виде трубочки. Система смазки большинства вентиляторов с подшипниками скольжения предполагает наличие небольшого отверстия, закрытого резиновой крышечкой или заклеенного пленкой (в недорогих моделях). Для доступа к паре трения при смазывании необходимо аккуратно извлечь крышечку или снять пленку, не повредив ее.
    Если смазочный материал не будет надежно удерживаться в подшипнике, то его высокие антифрикционные свойства не смогут полностью раскрыть свой потенциал. Большинство конструкций вентиляторов не отличаются хорошей герметичностью подшипниковых узлов и не имеют резервуаров для подпитки. В результате утечек обычные масла быстро покидают зону трения. Это является самой распространенной причиной частого повторного смазывания кулера.

    Постоянно повторяющиеся монтаж и демонтаж уплотнительных элементов также отрицательно влияют на надежность и ресурс узла. Смазочный материал для подшипников в данном случае должен обладать высокой адгезией (прилипанием), эффективно удерживаясь и не покидая зону трения как в процессе вращения, так и во время покоя.

    Универсальная смазка EFELE UNI — M от компании «Эффективный Элемент» разработана с учетом всех перечисленных требований и уже имеет богатый опыт успешных применений.

    Смазка для кулеров EFELE UNI-M, обладая оптимальной для большинства подшипников скольжения вязкостью базового масла, обеспечивает образование устойчивого масляного клина.

    Вентиляторы системного блока прокачивают через его внутреннее пространство большое количество воздуха для охлаждения. По этой причине внутри оседает и накапливается много пыли. Это подтвердят все, кто когда-либо открывал крышку системного блока. Пыль легко проникает внутрь подшипникового узла и смешивается со смазкой кулера, образуя сгустки слипшихся частиц. Это негативно влияет на свойства смазочного материала и условия трения, может привести к увеличению интенсивности изнашивания и шума.

    В составе дисперсии EFELE UNI-M имеются специальные стабилизаторы, препятствующие слипанию твердых частиц и минимизирующие негативное влияние пыли.

    Благодаря наличию в составе EFELE UNI-M растворителей, смазка без труда проникает в зону трения, при этом происходит удаление старого смазочного материала.

    Смазка подшипников качения компьютерных вентиляторов

    Для подшипников качения вентиляторов лучшим решением является пластичная смазка EFELE SG — 391.

    Этот материал белого цвета совместим с пластмассами и резинами, имеет широкий диапазон рабочих температур. Благодаря усиленной белыми твердыми смазками синтетической основе EFELE SG — 391 способна обеспечить работоспособность подшипника на весь ресурс при однократном нанесении.

    Для удобства применения смазка для вентиляторов компьютера EFELE SG — 391 также доступна в аэрозольной упаковке.

    В подшипники качения закрытого типа при изготовлении уже заложена заводская смазка, конструктивно защищенная от воздействия таких внешних факторов как влага и пыль. Конструкция этих подшипников при сохранности защитных крышек обеспечивает эффективную смазку в течение всего срока эксплуатации узла.

    Присоединяйтесь

    © 2004 – 2021 ООО «АТФ». Все авторские права защищены. ООО «АТФ» является зарегистрированной торговой маркой.

    Источник

    Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

    Повышенный шум и перегрев системного блока – симптомы неисправности вентиляторов охлаждения. Внутри ПК они есть на радиаторах процессора, видеокарты, внутри БП и на стенках корпуса компьютера.

    Нагрев и шум возникает из-за износа подшипников. Смазка, образующая специальную маслянистую плёнку, загрязняется или испаряется, трение между шариками увеличивается. В этой статье я расскажу, чем смазать кулер компьютера и как его разобрать.

    Как выбрать смазку для кулера?

    Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.

    Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.

    Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.

    Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.

    Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.

    Читайте также:  Автоматика для вентиляции zentec

    WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:

    1. Вводите трубочку как можно глубже, чтобы смазка (хотя бы частично) проникла в подшипники, а не распылилась бы вся в зазоре.
    2. При вводе через зазор между крыльчаткой и корпусом не прикладывайте больших усилий, чтобы не повредить детали.
    3. Если после указанной процедуры проблемы останутся (шум, «клин»), повторите процесс.

    Чем смазывать нельзя?

    Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.

    Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.

    Виды подшипников

    Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.

    В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:

    1. Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
    2. Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
    3. Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
    4. Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
    5. Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
    6. Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
    7. Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.

    В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.

    Как снять вентилятор?

    При снятии процессорного кулера соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить чип и окружающие элементы. Вентиляторы крепятся двумя способами: при помощи замков либо на болтах. Также существуют несъёмные.

    Если кулер закреплён к радиатору защёлками, просто отогните из и вытащите из замков. Затем отсоедините питание от материнской платы. С болтами аналогично – открутите их отвёрткой и снимите вентилятор.

    При несъёмной конструкции можно провести только поверхностную очистку.

    Чтобы снять вентилятор с блока питания, открутите БП от корпуса, отсоедините все провода. Затем открутите крышку и извлеките кулер. Запомните, как стоит вентилятор, чтобы по окончании процедуры поставить его в исходное положение. В некоторых БП провод питания невозможно отсоединить, потому что он припаян к плате — в этом случае придётся работать в стеснённых условиях.

    Для того, чтобы снять кулер с видеокарты, извлеките её из слота материнской платы. Затем тонкой отвёрткой открутите болты системы охлаждения. В зависимости от модели видеокарты, кулер может быть встроен в радиатор или крепиться на отдельные болты. Вам нужен только сам вентилятор.

    Как разобрать кулер?

    Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:

    1. Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
    2. Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
    3. Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
    4. Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
    5. Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
    6. Дальше можно чистить и смазывать.

    Как смазать кулер?

    Для начала удалите грязь и старую смазку салфеткой или ватными палочками. Предварительно смочите их в спирте или любом растворителе. Тонким слоем нанесите новую смазку на трущиеся части подшипника.

    Без разборки

    Чтобы смазать кулер без разборки, снимите его с компьютера, отклейте верхнюю наклейку и вытащите защитную накладку. Потом аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или шприца пару капель масла. Затем повращайте руками лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.

    Смазка своими руками

    Возьмите Литол-24 на кончик чего-то тонкого, ножа или отвёртки. Вдавите его в смазочное отверстие, сверху добавьте 2-3 капли масла для швейных машин, и заполните отверстие тем же Литолом-24. Швейное масло придаёт текучесть и образует масляную плёнку. Такой состав выдержит около 3-4 лет работы, по 12-15 часов в день и не уступит силиконовой смазке. При повторной смазке, после использования Литола, придётся удалить его затвердевшие остатки, разобрав кулер более основательно со снятием оси.

    Для тех, кто лучше воспринимает видео, есть подробный обучающий ролик техно-кота:

    Советы

    1. Перед разборкой и смазкой кулера, продуйте его и почистите от пыли.
    2. Запоминайте последовательность шагов, чтобы не было проблем при сборке. Фотографируйте каждый этап. Оставляйте пометки маркером.
    3. Выбирая смазку, учитывайте её тугоплавкость и способность создавать масляную плёнку. Сравните характеристики нескольких смазок и выберите лучшую. Почитайте свежие отзывы на профильных форумах. Производитель может менять характеристики обновляя ассортимент.
    4. Регулярно очищайте и смазывайте вентилятор, иначе он выйдет из строя и потребует замены.

    Если вы дочитали статью до конца и у вас остались сомнения по поводу необходимости этой процедуры, возможно они обоснованы. Мытья и переборки достойны только хорошие дорогие кулера. Иногда лучше купить новый вентилятор, если он стоит дешевле, чем ваше время.

    Источник