Меню

Перестал работать кондиционер в машине после зимы



Не работает кондиционер после зимы или сезонное обслуживание.

В один прекрасный момент, когда солнышко начинает пригревать и в салоне автомобиля становится жарко, мы выкручиваем ручку системы комфорта на синюю половинку или устанавливаем температуру климат контроля на 18 градусов и понимаем — автомобильный кондиционер не работает, из дефлекторов дует тёплый воздух. Такое часто случается после зимы, когда система работала только на обогрев и компрессор кондиционера практически не включался, произошло закисание контактов электрической муфты или утечка газа из системы. Нужен ремонт системы? Отправляемся в автосервис.

Попробуем понять, что же происходит в системе кондиционирования воздуха автомобиля при её долгом простое и для чего нужна проверка и обслуживание системы охлаждения автомобиля после зимы.

Система кондиционирования воздуха в современном автомобиле состоит из множества элементов и достаточно сложна, но если посмотреть «вооруженным глазом» 🙂 то на самом деле мы увидим простой бытовой холодильник… Как и в холодильнике мы имеем закрытую систему заполненную газом (хладагентом), у нас в автомобили есть все классические элементы холодильной установки.

Начнём по порядку
1. Компрессор кондиционера — Устройство которое создаёт давление и движение хладагента в системе.
2. Конденсатор — Он же радиатор кондиционера, в автомобиле обычно расположен перед основным радиатором охлаждения.
3.Ресивер-осушитель — Стоит после радиатора кондиционера и служит для удаления влаги и посторонних примесей из системы, а так же является резервуаром для сбора хладагента.
4.ТРВ (расширительный вентиль или расширительный клапан) Дросселирующее саморегулируемое устройство которое служит для поддержания постоянного (оптимального) давления и температуры хладагента на входе в испаритель.
5.Испаритель — Это маленький радиатор который собственно охлаждает воздух проходящий через его поры и поступающий в салон автомобиля, стоит в паре с радиатором печки в одном корпусе и спрятан под торпедой.

Так как же всё это работает?

Мы нажимаем на кнопку включения автомобильного кондиционера или выкручиваем ручку климата на температуру ниже температуры в салоне и система начинает свою работу.

В состоянии покоя, когда автомобильный кондиционер не работает во всех контурах кондиционера одинаковое давление, в заправленной системе находится строго определённое регламентной документацией количество газа (хладагента). Как только мы включили систему кондиционирования воздуха, давление после компрессора начинает расти, температура хладагента повышается и для правильного функционирования системы температуру следует понизить для изменения состояния хладагента из газообразного в жидкое, чем и занимается радиатор охлаждения кондиционера (конденсатор) . Далее жидкий хладагент поступает в ресивер-осушитель где он фильтруется и от него отделяется влага. Пройдя осушитель жидкий хладагент попадает в терморегулирующий вентиль ТРВ где через отверстие переменного сечения распыляется как в аэрозольном баллончике в испаритель, при этом сильно охлаждаясь клапан ТРВ в зависимости от температуры на выходе из испарителя регулирует интенсивность подачи хладагента в испаритель. После испарителя по трубке газ (хладагент) возвращается на вход компрессора и всё повторяется снова.

Тот процесс который мы описали выше происходит в любой климатической установке автомобиля, но конкретные алгоритмы, исполнение компонентов и устройств защиты системы могут сильно различаться в зависимости от производителя и типа системы.

Так почему же при включении автомобильного кондиционера после зимы зачастую в салон идёт тёплый воздух? Здесь всё проще. Неисправности системы кондиционирования воздуха в автомобиле достаточно типичны и мы их сейчас рассмотрим.

1 Не герметичность системы:

Любая закрытая система имеет уязвимость в виде разгерметизации. Газ, которого как мы писали выше, должно быть строго определённое количеств выходит в атмосферу через неплотности в соединениях трубок, сальники элементов системы сообщающиеся с атмосферой. Утечка может быть не значительной, за достаточно большой временной интервал (пол года, год) которую очень не просто обнаружить, но количество газа в системе уменьшается и эффективность её снижается очень заметно. В связи с этим рекомендуется при проблемах в работе кондиционера приехать на СТО где есть специальное оборудование и провести диагностику системы включающую в себя измерение количества хладагента в системе. Так же при этой процедуре обновляется компрессорное масло, которое вместе с хладагентом присутствует в системе и как любое масло, содержит частички износа элементов .

2 Неисправность элементов охлаждения конденсатора (радиатора) кондиционера:

Как мы рассматривали выше конденсатор он же радиатор кондиционера служит для охлаждения хладагента до жидкого состояния, при не эффективном охлаждении система не в состоянии правильно работать, давление в системе повышается больше рассчитанных значений и возможно её повреждение. Производители климатических систем автомобиля устанавливают защиту от повышенного давления в системе если не вдаваться в подробности при слишком низком или высоком давлении в системе компрессор кондиционера просто отключается и система перестаёт работать.
Причиной же таких явлений может являться забитый конденсатор (радиатор кондиционера), неисправный вентилятор системы охлаждения двигателя, который может не работать на первой скорости.

3. Неисправность отдельных элементов системы:

Как мы ранее писали, система достаточна сложна, в её работе участвуют электронные датчики и сложные компоненты такие как компрессор и блок управления двигателем.
При такой компоновке, количество факторов влияющих на работу системы велико и обнаружение неисправности требует зачастую глубокой диагностики. При неисправности отдельных компонентов системы проводится ряд мероприятий для выявления неисправного компонента и последующей его замены или ремонта.

Подведём итоги… Мы, «РСВ Сервис» рекомендуем перед летним сезоном эксплуатации автомобиля проверить работу кондиционера автомобиля, при обнаружении низкой эффективности охлаждения или полной неработоспособности системы, следует обратиться на СТО (Станцию Технического Обслуживания) для всесторонней проверки системы. Во время прохождения очередного планового технического обслуживания в весенний период следует указать исполнителям на необходимость проверки системы даже если эта операция не предусмотрена заводом изготовителем в текущем перечне операций по обслуживанию автомобиля.

Читайте также:  Виды фреона в автомобильных кондиционерах

Наши цены на обслуживание штатного автомобильного кондиционера:
Заправка кондиционера (работа) от 750 рублей + хладагент и масло (от объёма системы)
Проверка кондиционера (проверка герметичности) от 520 рублей.
Электронная диагностика штатной системы от 500 рублей.
Промывка радиаторов охлаждения снятие/установка бампера — от 1000 рублей + промывка 500 рублей.
Цены указаны на момент написания статьи!

С уважением РСВ Сервис! Хорошего настроения и работающего кондиционера!

Источник

Автоликбез5

С наступлением жарких деньков, начинается и период вопросов от автомобилистов, связанных с кондиционером. Кондиционер не работает после зимы, почему? Ситуация конечно неприятная, но не сказать чтобы экстраординарная. Однажды она произошла и со мной. И вариантом её решения я хочу поделится. Возможно, это кому то поможет сэкономить время и деньги.

А началось всё банально. Началась первая жара. Период, когда садясь в машину, чувствуешь, что было бы комфортнее, если бы она была предварительно охлаждена. Завожу машину, включаю кондиционер и жду на улице нужного эффекта. Через некоторое время сажусь в машину, а эффекта то нет. Потыкав кнопки кондюка понимаю, комфорта сегодня не будет. Открываю окна и в путь, а в голове мысль, что на пару рубликов я прилип. Но прежде чем ехать в сервис, решил для начала испробовать несколько народных способов решения проблемы. Многие наверняка слышали рекомендации, о необходимости периодического включения кондиционера, даже если нет необходимости им пользоваться. И даже многие это правило соблюдают. Но мало кто задумывался, что сама система кондиционирования включается только при положительных температурах. В некоторых источниках значится цифра в +14 градусов. В России, как мы понимаем, в зимний период времени таких температур нет в принципе. И даже если кондиционер включён, электроника, зная, что на улице низкая температура, не даёт команду к запуску. А это значит, что весь зимний период, клапан регулировки подачи хладагента находится в закрытом состоянии. А не работающие клапана имеют особенность терять подвижность. Не знаю, залипают они. Или, ещё, что то с ними происходит. Но что то происходит. И что бы реанимировать такой клапан, некоторые даже рекомендуют постучать по насосу кондиционера чем-либо тяжёлым. Но я до такого варварства опускаться не стал. Решил взять кондиционер измором. А именно, включая и выключая его в течении всего дня. Кстати, одним из показателей того, что насос кондиционера всё-таки пытается запустится, является падение, а в некоторых случаях увеличение оборотов двигателя (в зависимости от настроек ЭБУ).А что касается меня, то первый день результатов так и не принёс. Зато на следующий день кондюк заработал с первой попытки. Проездив с ним целый день, я на некоторое время опять перестал им пользоваться, а зря. К моменту, когда он снова понадобился, мне все манипуляции пришлось повторить заново. После чего, хотя бы летом, стараюсь пользоваться кондиционером регулярно. И насколько я знаю, именно залипание клапана является причиной отказа кондиционера после зимы, в 80% случаев. Если же Вам не помогли данные процедуры, это прямая дорога в сервис.

Источник

Кондиционер не работает: как избежать глобального потепления у себя в авто

Летние поездки на авто с высунутым левым локтем в окно и распахнутые остальные окна для тотального проветривания салона уходят в прошлое. Большинство водителей сегодня обзаводится системами кондиционирования в своих автомобилях, делающими поездки в жару комфортными. Однако автомобильные климатические установки представляют собой сложные и уязвимые в непростых условиях дорожного передвижения устройства. Возможно ли быстро установить возникшие в автокондиционере неисправности и стоит ли пытаться самостоятельно их устранить?

Не работает кондиционер в машине — причины и их устранение

Не включающийся или всё же включившийся, но не охлаждающий салон автокондиционер приводит к одинаково печальному результату, хотя причины этого могут существенно розниться. Наиболее часто неисправности в системе автомобильного кондиционирования вызываются:

  • дефицитом хладагента;
  • загрязнением кондиционера;
  • магистральной непроходимостью;
  • проблемой с компрессором;
  • выходом из строя конденсатора;
  • поломкой испарителя;
  • отказом ресивера;
  • выходом из строя терморегулирующего вентиля;
  • проблемами с вентилятором;
  • поломкой датчика давления;
  • сбоями в функционировании электрической системы.

Не хватает хладагента

При недостатке хладагента в виде фреона в системе она автоматически блокируется. В этом случае бесполезно пытаться включить кондиционер посредством блока управления. Не менее проблематичны и попытки самостоятельно восполнить дефицит фреона в системе. Специалисты утверждают, что осуществить данную операцию в условиях гаража технологически грамотно нельзя. Особенно если в системе имеется утечка хладагента, самостоятельно обнаружить которую невозможно. Попытки некоторых автомобилистов самостоятельно заполнить систему фреоном R134 с помощью баллончика зачастую заканчивается гидроударом, выводящим кондиционер из строя. Профессионалы на СТО заправляют систему кондиционирования фреоном посредством специальной установки и берут за услугу в пределах 700–1200 руб.

Загрязнение кондиционера

Данная проблема является самой частой причиной выхода из строя системы автокодиционирования. Скапливающиеся грязь и влага провоцируют образование коррозии на трубках магистрали и конденсаторе, что в итоге приводит к разгерметизации охлаждающего контура. В качестве профилактики данного явления следует чаще мыть машину с помощью автомойки или же самому при помывке авто не забывать про моторный отсек. Симптомами чрезмерного загрязнения кондиционера служат:

  • отказ системы включаться;
  • самопроизвольное выключение во время простаивания в автомобильной пробке;
  • выключение при движении на низкой скорости.

Это явление объясняется перегревом устройства, который приводит к повышению давления в контуре и последующему автоматическому отключению системы. При движении с высокой скоростью интенсивный обдув воздухом составных частей системы кондиционирования позволяет им охладиться, и кондиционер снова включается. Данная ситуация является чётким сигналом к тщательной мойке авто.

Непроходимость контура

Это обстоятельство является продолжением вышеизложенного и служит одной из наиболее частых причин отказа в функционировании системы кондиционирования. Скапливающаяся в процессе эксплуатации авто грязь в изгибах магистрали и на участках с низким давлением приводит к образованию пробок, которые препятствуют циркуляции хладагента и превращают кондиционер в бесполезное устройство. Кроме того, под угрозу ставится работоспособность компрессора, который начинает испытывать нехватку смазки, поступающей вместе с фреоном. А отсюда уже недалеко и до заклинивания компрессора — весьма дорогостоящей поломки. Чтобы ликвидировать непроходимость контура, придётся разобрать часть кондиционера и под давлением промыть магистраль.

Ещё одной проблемой, которая может иметь место в функционировании контура, нередко становится его разгерметизация. Чаще всего к ней приводит деформация сальников и прокладок под воздействием климатических и внешних факторов. То же самое может произойти и с магистральными шлангами. Для ликвидации проблемы необходимо заменить пришедшие в негодность части магистрального контура, что целесообразно сделать в условиях СТО. А в качестве профилактики следует и зимой не реже 2 раз в месяц включать кондиционер и давать ему поработать в течение 10 мин. Но при этом необходимо помнить, что зимой кондиционер можно включать только при прогретом салоне.

Поломка компрессора

К счастью, данная проблема возникает редко, поскольку её решение, как уже говорилось, затратно. А приводит к ней либо износ агрегата от долгой эксплуатации, либо дефицит смазки. Последний фактор выступает основным и является следствием причин, о которых речь шла выше. Кроме того, заклинивание компрессора может вызвать чрезмерно долгое пребывание кондиционера без его включения. В большинстве случаев заклинивание компрессора требует его замены, что можно осуществить только с помощью специалистов.

Гораздо проще решается проблема, связанная с отказом компрессора работать из-за состояния приводного ремня. Если он ослаблен или вовсе порван, то его необходим натянуть или заменить на новый. Обе операции вполне под силу любому автомобилисту. В качестве профилактики рекомендуется регулярно осматривать приводной ремень. Даже если он нормально натянут, незначительные повреждения на нём уже должны служить сигналом к его замене.

Поломка конденсатора

Расположенный перед радиатором автомобиля конденсатор системы кондиционирования во время движения подвергается воздействию встречного воздуха, несущего с собой влагу, грязь, пыль, мусор, насекомых. Всё это забивает соты конденсатора и значительно тормозит теплообменные процессы, в результате чего устройство перегревается. Это сразу же сказывается во время нахождения машины в пробках или при движении на низкой скорости, о чём уже говорилось выше.

Для устранения проблемы следует продуть конденсатор сжатым воздухом или промыть его водой под высоким давлением. При этом рекомендуется снять на авто радиаторную решётку, отвернуть крепёжные болты на конденсаторе и получить доступ к обратной его стороне. Нанесённое средство для удаления насекомых способно в течение получаса качественно очистить конденсатор, а бензином можно удалить с него масляный налёт и прочие загрязнения.

Если на радиаторе конденсатора обнаружатся деформированные соты, то их лучше всего выправить с помощью деревянных предметов типа зубочистки.

Поломка испарителя

Зачастую включение кондиционера сопровождается появлением в салоне неприятных запахов. Их источником выступает испаритель, находящийся под приборной панелью и представляющий собой радиатор. В процессе эксплуатации он способен забиваться пылью и накапливать влагу, что создаёт благоприятные условия для размножения микроорганизмов, которые и выделяют неприятные запахи.

Исправить положение можно самостоятельно, применив специальное средство, распыляемое посредством аэрозольного баллончика. Однако целесообразней обратиться к профессионалам, имеющим в своём распоряжении аппаратуру для биологической и ультразвуковой очистки не только радиатора испарителя, но и всех прилегающих воздуховодов. Это тем более желательно, поскольку засорённый испаритель, кроме нежелательных запахов, может стать источником инфекционных заболеваний.

Неисправность фильтра-осушителя

Если если система автомобильного кондиционирования грешит частыми самопроизвольными отключениями, а системные шланги при этом покрываются инеем, то это указывает на неисправность ресивера, именуемого также фильтром-осушителем. Его задача состоит в удалении жидкости из системы и в фильтрации хладагента. Фильтр освобождает фреон от отработанных продуктов, которые поступают из компрессора.

Зачастую виновником разгерметизации ресивера, из-за чего он перестаёт выполнять свои функции, является сам фреон, например, марок R12 и 134a. Содержа в себе фтор и хлор, хладагент при соединении с водой образует кислоты, корродирующие элементы кондиционера. Поэтому производители кондиционеров рекомендуют потребителям менять фильтр-осушитель не реже 1 раза в 2 года.

Разгерметизация ресивера и утечка из него фреона сопровождается образованием на поверхности устройства взвеси белого цвета. Заметив это, необходимо тотчас же обратиться к специалистам, которые заполнят систему газом с красителем и с помощью ультрафиолетового света быстро обнаружат место утечки. В условиях любительского гаража самостоятельно сделать это проблематично.

Неисправность, связанная с терморегулирующим вентилем

Данный элемент кондиционера предназначен для оптимизации температурного режима и сопряжения его с величиной давления в системе, что необходимо для нормального состояния хладагента. При выходе терморегулирующего вентиля из строя появляются перебои в подаче холодного воздуха. Чаще всего при этом наблюдается обмерзание магистральных шлангов.

Основной причиной выхода данной детали кондиционера из строя являются механические повреждения или неправильная его регулировка. В последнем случае требуется откорректировать регулировку, а механические повреждения требуют замены устройства. Также возможны случаи, когда загрязнение системы провоцирует заклинивание терморегулирующего вентиля, что тоже требует его замены.

Отказ вентилятора

Этот элемент автомобильной системы кондиционирования присутствует не во всех кондиционерах, а там, где он есть, выходит из строя редко. Тем не менее если это происходит, ощущается это посредством менее эффективного охлаждением салона, а то и вовсе выключением устройства. Функции вентилятора заключаются в дополнительном охлаждении фреона и в стимулировании поступления холодного воздуха в салон. При поломке вентилятора хладагент перегревается, поднимая давление в системе, из-за чего автоматически блокируется её работа. Выйти из строя вентилятор может из-за:

  • обрыва в цепи электропитания;
  • поломки электродвигателя;
  • износа подшипников;
  • неисправности датчиков давления;
  • механических дефектов в лопастях.

Обычно автомобилисты легко обнаруживают ненадёжные контакты в электрической сети и ликвидируют неисправность. Что касается, внутренних дефектов вентилятора, то здесь чаще всего приходится обращаться к специалистам или полностью заменять агрегат.

Отказ датчика давления

Этот элемент системы охлаждения салона авто предназначен для отключения кондиционера при чрезмерном повышении давления в системе, поскольку давление выше штатного может привести к физическому разрушению системы. Датчик давления отвечает также за своевременное включение или отключение вентилятора. Наиболее часто датчик давления выходит из строя из-за чрезмерного загрязнения, механических повреждений или нарушений контактов в разъёмах. С помощью компьютерной диагностики на СТО отказ в работе данного устройства обнаруживается очень быстро. В гаражных условиях сделать это проблематично, но зато после постановки правильного диагноза самостоятельно заменить некорректно работающий датчик несложно. Для этого потребуется смотровая яма и рожковый гаечный ключ на «14». Процесс замены детали протекает следующим образом:

  1. Необходимо заглушить двигатель, поскольку замена осуществляется только при выключенном зажигании.
  2. Затем нужно слегка отодвинуть защиту бампера из пластика и получить доступ к расположенному справа датчику давления.
  3. Для его демонтажа следует освободить защёлку на штекере и отсоединить подведённые провода.
  4. Теперь гаечным ключом необходимо выкрутить датчик, не боясь утечки фреона, поскольку в системе имеется специальный предохранительны клапан.
  5. После этого остаётся только вкрутить на это место новое устройство и произвести предыдущие действия в обратном порядке.

Другие возможные причины, почему не работает кондиционер

Если в большинстве автомобилей со временем обязательно обнаруживаются те или иные проблемные места в электрической части, то, по свидетельству специалистов, процент некачественной пайки и слабых контактов в разъёмах в электрических цепях климатических установок ещё выше.

Зачастую в отказе кондиционера включаться повинна бортовая электроника авто. Например, когда нажимается кнопка включения системы кондиционирования, сигнал с неё поступает в электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля. При наличии каких-то проблем в электроцепи системы или в самой кнопке ЭБУ может не прореагировать на сигнал кнопки включения кондиционера, и система попросту не заработает. Поэтому в подобном случае и в качестве профилактики полезно «прозванивать» электроцепь системы кондиционирования и саму кнопку включения с помощью мультиметра.

Достаточно часто выходит из строя электромагнитная муфта компрессора. На СТО её обычно заменяют целиком. Деталь эта дорогостоящая, но ремонтировать её по частям и самостоятельно, как показывает практика, нецелесообразно. Во-первых, отдельные её детали в сумме будут стоить примерно столько же, сколько стоит новая муфта, а, во-вторых, ремонт своими руками сложен и отнимает много времени и нервной энергии.

Целесообразен ли ремонт своими руками

Пример с электронной муфтой компрессора показывает, что самостоятельный ремонт вышедших из строя элементов системы кондиционирования авто далеко не всегда оправдан. Хотя при должном уровне квалификации автолюбителя он допустим и нередко практикуется. О соотношении стоимости отдельных элементов климатической установки автомобиля (в зависимости от его класса и марки) и цены за ремонт на СТО можно судить по следующим цифрам:

  • электронная муфта компрессора стоит в пределах 1500–6000 руб.;
  • сам компрессор — 12000–23000 руб.;
  • испаритель — 1500–7000 руб.;
  • расширительный клапан — 2000–3000 руб.;
  • радиатор кондиционера — 3500–9000 руб.;
  • салонный фильтр — 200–800 руб.;
  • заправка системы фреоном, компрессорным маслом — 700–1200 руб.

Стоимость ремонта зависит от его сложности, марки автомобиля, типа его кондиционера и репутационного уровня СТО. Если исходить из средних показателей, то полный ремонт компрессора, например, обходится в пределах 2000–2500 руб., а промывка одноконтурной системы кондиционирования (+промывочная жидкость) может вылиться в 10000 руб. Замена шкива компрессора, которую легко осуществить самостоятельно, стоит (без стоимости самого ремня) не менее 500 руб. Если взять за условный потолок цены за комплексный ремонт автокондиционера на автомобиле премиум-класса с заменой хладагента, масла и компрессора, то сумма может достичь 40000 руб.

Как предотвратить выход из строя кондиционера

Исправно функционирующий кондиционер на новом авто всё равно требует осмотра через каждые 2–3 года. Это требование объясняется тем, что даже отлично загерметизированная система ежегодно неизбежно теряет до 15% циркулирующего в ней фреона. Автомобиль, достигший 6-летнего возраста, подлежит уже ежегодному осмотру своей климатической системы, поскольку в процессе эксплуатации изнашиваются прокладки в соединениях, а на магистральных трубках появляются мелкие трещины. Кроме того, в качестве профилактики специалисты рекомендуют:

  1. Устанавливать на бампере дополнительную сетку для предохранения радиатора кондиционера от мусора и мелких камней. Особенно это актуально для автомобилей с крупноячеистыми радиаторными решётками.
  2. Регулярно включать кондиционер и при долгих простоях авто, и даже в зимний период. 10-минутная работа устройства пару раз в месяц поможет избежать пересыхания магистральных элементов.
  3. Выключать климатическое устройство незадолго до окончания поездки при работающей печке, что позволяет тёплому воздуху просушить воздуховоды, не оставляя шансов микроорганизмам на размножение в них.

Видео: как быстро самому проверить работоспособность автокондиционера

Отказ в работе климатической системы автомобиля может быть вызван как глубинными проблемами в устройстве, связанными с некорректным функционированием отдельных его элементов, так и с элементарным дефицитом хладагента. Но в любом случае профилактические действия, выражающиеся прежде всего в заботе о чистоте своего авто, многократно окупаются в свете возможных последующих расходов на ремонт.

Источник