Меню

Почему не работает кондиционер автомобиля зимой



Не работает кондиционер после зимы или сезонное обслуживание.

В один прекрасный момент, когда солнышко начинает пригревать и в салоне автомобиля становится жарко, мы выкручиваем ручку системы комфорта на синюю половинку или устанавливаем температуру климат контроля на 18 градусов и понимаем — автомобильный кондиционер не работает, из дефлекторов дует тёплый воздух. Такое часто случается после зимы, когда система работала только на обогрев и компрессор кондиционера практически не включался, произошло закисание контактов электрической муфты или утечка газа из системы. Нужен ремонт системы? Отправляемся в автосервис.

Попробуем понять, что же происходит в системе кондиционирования воздуха автомобиля при её долгом простое и для чего нужна проверка и обслуживание системы охлаждения автомобиля после зимы.

Система кондиционирования воздуха в современном автомобиле состоит из множества элементов и достаточно сложна, но если посмотреть «вооруженным глазом» 🙂 то на самом деле мы увидим простой бытовой холодильник… Как и в холодильнике мы имеем закрытую систему заполненную газом (хладагентом), у нас в автомобили есть все классические элементы холодильной установки.

Начнём по порядку
1. Компрессор кондиционера — Устройство которое создаёт давление и движение хладагента в системе.
2. Конденсатор — Он же радиатор кондиционера, в автомобиле обычно расположен перед основным радиатором охлаждения.
3.Ресивер-осушитель — Стоит после радиатора кондиционера и служит для удаления влаги и посторонних примесей из системы, а так же является резервуаром для сбора хладагента.
4.ТРВ (расширительный вентиль или расширительный клапан) Дросселирующее саморегулируемое устройство которое служит для поддержания постоянного (оптимального) давления и температуры хладагента на входе в испаритель.
5.Испаритель — Это маленький радиатор который собственно охлаждает воздух проходящий через его поры и поступающий в салон автомобиля, стоит в паре с радиатором печки в одном корпусе и спрятан под торпедой.

Так как же всё это работает?

Мы нажимаем на кнопку включения автомобильного кондиционера или выкручиваем ручку климата на температуру ниже температуры в салоне и система начинает свою работу.

В состоянии покоя, когда автомобильный кондиционер не работает во всех контурах кондиционера одинаковое давление, в заправленной системе находится строго определённое регламентной документацией количество газа (хладагента). Как только мы включили систему кондиционирования воздуха, давление после компрессора начинает расти, температура хладагента повышается и для правильного функционирования системы температуру следует понизить для изменения состояния хладагента из газообразного в жидкое, чем и занимается радиатор охлаждения кондиционера (конденсатор) . Далее жидкий хладагент поступает в ресивер-осушитель где он фильтруется и от него отделяется влага. Пройдя осушитель жидкий хладагент попадает в терморегулирующий вентиль ТРВ где через отверстие переменного сечения распыляется как в аэрозольном баллончике в испаритель, при этом сильно охлаждаясь клапан ТРВ в зависимости от температуры на выходе из испарителя регулирует интенсивность подачи хладагента в испаритель. После испарителя по трубке газ (хладагент) возвращается на вход компрессора и всё повторяется снова.

Тот процесс который мы описали выше происходит в любой климатической установке автомобиля, но конкретные алгоритмы, исполнение компонентов и устройств защиты системы могут сильно различаться в зависимости от производителя и типа системы.

Так почему же при включении автомобильного кондиционера после зимы зачастую в салон идёт тёплый воздух? Здесь всё проще. Неисправности системы кондиционирования воздуха в автомобиле достаточно типичны и мы их сейчас рассмотрим.

1 Не герметичность системы:

Любая закрытая система имеет уязвимость в виде разгерметизации. Газ, которого как мы писали выше, должно быть строго определённое количеств выходит в атмосферу через неплотности в соединениях трубок, сальники элементов системы сообщающиеся с атмосферой. Утечка может быть не значительной, за достаточно большой временной интервал (пол года, год) которую очень не просто обнаружить, но количество газа в системе уменьшается и эффективность её снижается очень заметно. В связи с этим рекомендуется при проблемах в работе кондиционера приехать на СТО где есть специальное оборудование и провести диагностику системы включающую в себя измерение количества хладагента в системе. Так же при этой процедуре обновляется компрессорное масло, которое вместе с хладагентом присутствует в системе и как любое масло, содержит частички износа элементов .

2 Неисправность элементов охлаждения конденсатора (радиатора) кондиционера:

Как мы рассматривали выше конденсатор он же радиатор кондиционера служит для охлаждения хладагента до жидкого состояния, при не эффективном охлаждении система не в состоянии правильно работать, давление в системе повышается больше рассчитанных значений и возможно её повреждение. Производители климатических систем автомобиля устанавливают защиту от повышенного давления в системе если не вдаваться в подробности при слишком низком или высоком давлении в системе компрессор кондиционера просто отключается и система перестаёт работать.
Причиной же таких явлений может являться забитый конденсатор (радиатор кондиционера), неисправный вентилятор системы охлаждения двигателя, который может не работать на первой скорости.

Читайте также:  Натягиваем ремень кондиционера акцент

3. Неисправность отдельных элементов системы:

Как мы ранее писали, система достаточна сложна, в её работе участвуют электронные датчики и сложные компоненты такие как компрессор и блок управления двигателем.
При такой компоновке, количество факторов влияющих на работу системы велико и обнаружение неисправности требует зачастую глубокой диагностики. При неисправности отдельных компонентов системы проводится ряд мероприятий для выявления неисправного компонента и последующей его замены или ремонта.

Подведём итоги… Мы, «РСВ Сервис» рекомендуем перед летним сезоном эксплуатации автомобиля проверить работу кондиционера автомобиля, при обнаружении низкой эффективности охлаждения или полной неработоспособности системы, следует обратиться на СТО (Станцию Технического Обслуживания) для всесторонней проверки системы. Во время прохождения очередного планового технического обслуживания в весенний период следует указать исполнителям на необходимость проверки системы даже если эта операция не предусмотрена заводом изготовителем в текущем перечне операций по обслуживанию автомобиля.

Наши цены на обслуживание штатного автомобильного кондиционера:
Заправка кондиционера (работа) от 750 рублей + хладагент и масло (от объёма системы)
Проверка кондиционера (проверка герметичности) от 520 рублей.
Электронная диагностика штатной системы от 500 рублей.
Промывка радиаторов охлаждения снятие/установка бампера — от 1000 рублей + промывка 500 рублей.
Цены указаны на момент написания статьи!

С уважением РСВ Сервис! Хорошего настроения и работающего кондиционера!

Источник

Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать

Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но схема, придуманная добрых 70 лет назад, пока держится. И неплохо справляется работой – если, конечно, она работает. В стационарных устройствах, вроде бытовых холодильников, и тем более промышленных, особенных проблем с ресурсом нет, система работает десятки лет без перерыва в импульсном режиме. Но в машине почему-то уже после трех-четырех лет службы начинаются сложности, падает производительность, и, как показывает практика, ремонт оказывается дорогим. Почему так происходит, и как снизить издержки?

Как это работает?

Схема работы любого кондиционера очень проста, посмотрите на картинку:

C хема может немного различаться в зависимости от того, применяется ли терморегулирующий вентиль (ТРВ) или же просто дросселирующая вставка, но отличия минимальны.

Компрессор с электромагнитной муфтой на большинстве автомобилей приводится от двигателя ремнем. На гибридах и электромобилях он может иметь привод от электродвигателя. Конструкция этого узла может быть достаточно разнообразной. Задача компрессора – сжимать газ, при этом он разогревается.

– это наш «радиатор кондиционера», который расположен перед основным радиатором двигателя. Это просто большой радиатор, но работающий под большим давлением. Разогретый и сжатый газ поступает в конденсатор, охлаждается и выходит уже в виде жидкости.

Ещё в схеме встречается фильтр-осушитель, в нем находится некоторое количество влагопоглощающего состава – например, цеолит ХН-9. Эта деталь является расходным материалом, ее требуется менять по регламенту раз в 5-6 лет. В фильтре задерживается влага, которая способствует коррозии, а заодно и механические загрязнения.

– это небольшой радиатор, в котором фреон испаряется и отбирает тепло у воздуха. Располагается он непосредственно в корпусе системы климат-контроля автомобиля.

В системах с терморегулирующим клапаном (ТРВ) последний часто выполнен отдельным элементом, но может быть конструктивно неотделим от испарителя. В корпусе ТРВ жидкий фреон проходит через миниатюрное отверстие. Проходное сечение и давление в контуре регулируются иглой. В действие она приводится от небольшого термостата, в котором в качестве рабочего тела обычно используется газ R 12, хотя привод может быть и электрическим, и механическим. Клапан регулирует поток жидкости и, следовательно, хладопроизводительность системы.

Можно поступить проще – поставить дросселирующую вставку. Это просто клапан с отверстием постоянного диаметра. Но тогда для нормальной работы системы придется циклически включать и выключать компрессор и использовать аккумулятор жидкости после испарителя. Но КПД такой системы будет немного выше, примерно на 10%. И потому именно ее используют в бытовой технике и в гибридах. В автомобилях она тоже встречается все чаще.

– это узел, который доиспаряет хладагент и препятствует попаданию в компрессор фреона в жидкой фазе. А датчик в нем регулирует хладопроизводительность системы. В него также встроены осушитель и фильтр, так что в системе с аккумулятором отдельный фильтр-осушитель обычно не используется.

Остальные компоненты системы – это трубки. Их количество обычно колеблется между шестью и дюжиной. Также в систему входят один-два датчика для определения давления у систем с ТРВ и как минимум два для систем с аккумулятором и дросселирующей вставкой.

Читайте также:  Мобильный кондиционер scarlett rri 07c pm1

Управляющая электроника обязательно нужна в системах с дросселирующей вставкой для эффективной работы, но фактически применяется даже на системах с ТРВ для предохранительных функций и более удобного управления системой.

Поломка первая: утечка

В большинстве случаев поломка кондиционера ассоциируется с утечкой фреона. На практике потеря рабочей жидкости – действительно самая частая неисправность системы. Причин может быть много: механические повреждения трубок, конденсатора, корпуса фильтра-осушителя или просто нарушение соединений. Даже совершенно исправная система не рассчитана на эксплуатацию без дозаправки газом более 5-7 лет. При таком количестве быстроразъемных соединений это попросту неизбежное зло.

Запаять все трубки наглухо мешают особенности конструкций автомобилей. Так, на многих моделях снятие пакета радиаторов – обязательная процедура при регламентных работах по замене ремня или цепей ГРМ, доступе к турбинам, помпам и другому навесному оборудованию спереди.

Механические повреждения от вибраций, ударов камней или попросту перетираний тоже встречаются регулярно. Объясняется это легко: большая часть системы расположена открыто в моторном отсеке и ничем не защищена от пыли и грязи, рядом работает вибрирующий мотор, машина ездит по ямам, испытывая знакопеременные ускорения. Да еще и камни летят в радиаторы с хорошей скоростью. Неудивительно, что «чистая» утечка встречается не так уж редко, и это действительно одна из основных причин отказа системы.

Диагностируются утечки достаточно хорошо. Если проблема не выявлена при визуальном осмотре, то вакуум-тест покажет наличие течи, и зачастую место утечки можно будет определить на слух. Если же нет, то заправка системы хладагентом с краской или УФ-компонентом поможет выявить проблему.

К сожалению, иногда встречаются случаи действительно медленной утечки, возникающей только при рабочей разнице температур и длящейся неделями. С такой течью уже ездить не будешь, заправлять придется слишком часто, и найти простыми способами ее может быть очень сложно. В этом случае в ход идут варианты, как при диагностике «наобум». Мастера начинают менять компоненты последовательно. Чаще всего виновниками утечек являются или конструктивно слабые места системы, что не редкость у автомобиля, либо просто утечки трубок в передней части или с конденсатора, как наиболее крупной и уязвимой детали.

Перегрев и аварийный сброс

В системе есть множество предохранительных систем. Например, датчики давления отключат компрессор при превышении рабочей температуры, а если давление все равно растет, аварийный клапан сброса в компрессоре или фильтре выбросит фреон при аварийном превышении. И это правильно: соединения всех трубопроводов рассчитаны на работу до определенного давления и дальше просто начинают пропускать газ наружу.

Причина повышения давления в контуре до аварийного обычно проста: это перегрев. Реже давление набирается компрессором до аварийного предела. Виноваты в этом могут быть как остановки вентилятора радиаторов, так и повышенная теплопередача от вентилятора системы охлаждения, неправильно выбранный газ или его объем, поломка ТРВ или дросселирующей вставки или забитый осушитель или аккумулятор. Ну и наконец, возможен перегрев самого компрессора.

Таким образом, отсутствие газа в системе может говорить не только о механическом повреждении контура, но и о проблемах в его работе, в результате которых произошел перегрев и аварийный сброс давления. И потому при каждой заправке кондиционера обязательно контролируйте чистоту всего пакета радиаторов, работоспособность всех вентиляторов во всех режимах, особенно на максимальной производительности, а также работу датчиков давления системы.

Неисправность компрессора

Даже при наличии газа в системе кондиционер может не охлаждать воздух и не развивать нужного давления. Причин не так уж много. Наиболее частая проблема – это разрушение самого компрессора.

На большинстве машин он поршневой аксиальный, но встречаются и рядные, и роторно-поршневые конструкции. В любом случае, в механической его части встречаются такие проблемы как задиры, прихваты, разрушения шатунов и других механических узлов. Бывает, что заклинивают или текут клапаны, штуцеры и даже соединения корпуса.

Если компрессор разрушен, он поставляет в систему много мусора, часто это повреждает еще один узел.

К счастью, самой распространенной проблемой всех компрессоров является банальный отказ электромагнитной муфты, в которой порой подгорает и изнашивается простенькое «сцепление», а электромагнит сгорает. Также муфта часто выходит из строя по вине подшипника.

Наиболее простые внешние конструкции легко меняются на месте, даже без снятия компрессора с машины. Более сложные конструкции со встроенной герметичной муфтой надежнее, но для замены неисправных элементов потребуют серьезной переборки самого компрессора.

Читайте также:  Что такое режим здоровье в кондиционере

Замена опорного подшипника муфты также зачастую потребует применения пресса, и ее не получится выполнить, не снимая сам компрессор с машины. Впрочем, иногда достаточно подрегулировать зазор или удалить грязь из муфты, и узел восстанавливает работоспособность.

К поломкам чаще всего приводит или длительный перегрев и перегрузка системы при отключенных предохранительных датчиках, или недостаток или неправильно выбранный тип смазки и попадание продуктов разрушения фильтра-осушителя в поршневую группу компрессора.

Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки

Об этих деталях слишком часто забывают, но, тем не менее, это одни из самых тонких узлов всей конструкции. Их задача – создать перепад давления в системе и спровоцировать испарение хладагента.

Основная проблема в том, что это очень тонкие устройства. Отверстия очень маленькие, а у ТРВ его пропускная способность еще и регулируется иглой. Мусор забивает эти отверстия и нарушает работу системы. При вакуумировании перед заправкой система может очиститься, но вероятность этого невелика. Повышенное сопротивление ТРВ и дросселирующей вставки приводит либо к полной неработоспособности системы, либо к очень низкой ее производительности. Часто компрессор просто не может прокачать фреон, и происходит скачок давления с последующей его утечкой.

Системы с ТРВ устроены несколько проще, поскольку работают в постоянном режиме и с полным испарением хладагента перед испарителем, а системы с аккумулятором и дросселирующей вставкой имеют более простую механическую часть. Но при этом требуют контроля работы компрессора с помощью электроники, благодаря чему их испаритель «затопленного типа» примерно на 10% более эффективен, чем обычный. Но есть и еще один нюанс. Аккумулятор должен препятствовать попаданию хладагента в жидкой фазе снова в насос, иначе он выйдет из строя в результате гидроудара. И при непрогретом моторе или при включении зимой появляется шанс загубить компрессор еще и таким способом.

Приводить к неработоспособности системы могут и сбои в работе электронной системы регулирования.

Неисправности системы управления

Собственно, электроника и электрика машины не так уж редко являются причиной неработоспособности системы. Список возможных неисправностей довольно большой, но все сводится к нескольким критичным: неисправность системы подачи питания на муфту кондиционера, неисправность системы регулирования работы электровентиляторов радиаторов и, наконец, некорректная работа системы датчиков-предохранителей.

Как определить самостоятельно, что не работает

Если при включении вы не слышите характерного звука и нет изменения оборотов двигателя, то проверьте наличие фреона. Можно «неправильным» способом, просто нажав на клапан заправочной горловины, хотя этот метод не даёт возможность оценить количество фреона. Зато он работает и при отключенном компрессоре. Если «пшик» есть, то вы потратили немного фреона, но убедились, что контур под давлением. Количество фреона можно оценить либо по рабочему давлению, либо при работающем компрессоре через «глазок». Если давления нет совсем, то вам придётся ехать к мастеру, проверять трубки и радиатор.

Второй на очереди стоит электрика. Проверьте провода на датчики давления, они расположены на радиаторе кондиционера, а в случае системы с аккумулятором – еще и на нем. Они должны быть целы. Проверьте предохранители муфты кондиционера и системы климат-контроля и вентиляторов радиатора. Визуально попробуйте оценить работоспособность муфты, если есть возможность. Проверьте наличие ремня на шкиве кондиционера.

Если компрессор включается, но холода нет, то полезно определить количество фреона. Обычно на трубках есть глазок для визуальной оценки состояния контура. Если при включении сначала проходят пузырьки, а потом их почти не остается, значит, компрессор качает, и фреона достаточно. Проблема кроется либо в клапане ТРВ, либо в работе конденсатора и вентиляторов. Если пузырьки идут постоянно, то есть беда с количеством фреона, нужно просто дозаправить систему. Если в глазке просто белая взвесь, то фреона почти нет, нужно срочно выключить систему и дозаправить ее.

Можно для гарантии потрогать трубки рукой. Магистраль низкого давления к компрессору должна быть холодной. Если она ледяная, а в салоне жарко, то что-то не так с системой смешения потоков воздуха, или испаритель просто забит грязью снаружи. Трубка высокого давления на радиатор кондиционера должна быть горячей. Это означает, что компрессор работает, хотя бы частично.

Собственно, дальше без манометра и специальной заправочной станции сделать что-то не получится. Если компрессор слабо качает, фреона немного, но есть, или если система регулирования работает некорректно, то придется диагностировать систему у специалиста. И помните: не бывает неремонтируемых узлов, трубки сваривают даже алюминиевые, радиаторы чинят и меняют, компрессоры стоят не миллионы.

О «правильных» ценах на типичный ремонт поговорим в следующем материале.

Источник