Меню

При включении кондиционера нет холодного воздуха



Почему и что делать, если кондиционер работает, но не охлаждает

Кондиционер не охлаждает воздух по причине серьезных поломок или легко устраняемых неисправностей. Чтобы решить проблему, необходимо изучить список основных сбоев, из-за которых она возникает.

Почему кондиционер не дует холодным воздухом

Если настенный или мобильный кондиционер стал плохо охлаждать воздух в помещении, причины могут заключаться в самых разнообразных неисправностях. Можно выделить несколько распространенных поломок:

  1. Загрязнение фильтров внутреннего блока. Кондиционер, давно не подвергавшийся профилактической чистке, просто не пропускает воздух через себя, соответственно, не может его и охладить.
  2. Утечка фреона или переизбыток хладагента. В обоих случаях кондиционер перестанет качественно работать на охлаждение и превратится в простой вентилятор.
  3. Вышел из строя компрессор. Поломка относится к разряду наиболее дорогостоящих, поскольку обычно приходится полностью менять недешевую деталь.
  4. Загрязнение наружного блока. Если внешний модуль забит мелким мусором, перьями и тополиным пухом, то при работе он неизбежно будет перегреваться и отключаться.
  5. Вышел из строя вентилятор внутреннего блока. Качество охлаждения зависит от скорости вращения кулера. Если лопасти двигаются медленно или полностью неподвижны, воздух не будет поступать от радиатора в помещение.

В редких случаях отсутствие охлаждения бывает вызвано неправильными настройками агрегата. При обнаружении неисправности первым делом нужно убедиться, что устройство не находится в режиме вентиляции или обогрева.

Чаще всего сбои в охлаждении сопровождаются шумом и дребезжанием сплит-системы

Внимание! Внутренний и внешний модули кондиционера работают отдельно друг от друга. При поломке уличного блока агрегат по-прежнему будет вентилировать воздух, но не сможет его охлаждать.

Что делать, если кондиционер не дует холодным воздухом

Некоторые неисправности кондиционера, отрицательно влияющие на охлаждение, можно устранить в домашних условиях. Другие требуют обращения к специалистам, поскольку неквалифицированный ремонт часто усугубляет проблему.

Неисправен вентилятор внутреннего блока

Если кондиционер не охлаждает, как раньше, но все-таки продолжает выполнять свои непосредственные функции, в большинстве случаев речь идет о проблемах с вентилятором. Скорее всего, он вращается очень медленно или полностью стоит. В результате холодный воздух остается возле радиатора и почти не попадает в помещение.

Поломка может быть вызвана загрязнением кулера, износом его подшипника или перегоранием моторчика. Чтобы восстановить охлаждение, диагностику и ремонт проводят по такому алгоритму:

  1. Снимают переднюю панель кондиционера, чтобы получить доступ к кулеру.
  2. При помощи крестовой отвертки демонтируют вентилятор и очищают его от пыли и загрязнений.
  3. Устанавливают кулер на место и проводят пробный запуск кондиционера.

Если проблема заключалась в сильном загрязнении, после чистки сплит-система снова начнет работать на охлаждение воздуха. Если манипуляции не помогли, нужно прокрутить лопасти пальцами. Посторонние звуки от места соединения с моторчиком или вращение с усилием говорят об износе подшипника. Если вентилятор крутится нормально, но при установке на место в работу не запускается, причина поломки состоит в перегоревшем двигателе.

В последних двух случаях необходимо приобрести точно такой же кулер и установить его взамен сломанного для восстановления охлаждения. Ремонт очень простой и обращения в сервисный центр не требует.

Чем реже проводится чистка кондиционера, тем быстрее выходит из строя его вентилятор

Низкое напряжение в сети

Если кондиционер работает, но не охлаждает воздух, причина может состоять в пониженном напряжении. Компрессор сплит-системы потребляет довольно много энергии и при показателях ниже 200 В просто не запускается. При этом внутренний модуль по-прежнему может работать в качестве обычного вентилятора.

Решить проблему можно следующим образом:

  1. Отключить сплит-систему от питания.
  2. Дождаться, пока напряжение поднимется хотя бы до 200 В.
  3. Запустить кондиционер обратно, поскольку при сетевых отклонениях в пределах 10% компрессор способен работать на охлаждение.

Если скачки электричества происходят слишком часто, стоит установить стабилизатор или реле напряжения. Они выровняют значения тока, и охлаждение восстановится.

Утечка фреона

Если кондиционер дует теплым воздухом, причина часто заключается в утечке хладагента. Фреон медленно испаряется через микроскопические отверстия в трубках и соединениях. Компрессор перегревается, пытаясь обеспечить нужное давление в системе, но внутренний блок все равно выпускает только теплый воздух.

Если кондиционер шипит и не охлаждает, для заправки необходимо обратиться в сервисный центр. Специалисты не только восстановят объемы фреона в системе, но и проверят трубопроводы на герметичность, а затем при необходимости запаяют бреши.

Сломан клапан переключения режимов

В некоторых случаях кондиционер греет, но не холодит, хотя при этом не выдает никаких ошибок на дисплее. Причина обычно заключается в поломке специального четырехходового клапана, отвечающего за переключение между режимами. При его выходе из строя сплит-система перестает поддерживать охлаждение и может дуть исключительно горячим воздухом.

Замена четырехходового клапана стоит очень дорого, поскольку требует выполнения сложных работ в труднодоступных местах. Проще убрать элемент совсем и отказаться от функции обогрева, сохранив только режим охлаждения.

Засор фильтров

Фильтры тонкой и грубой очистки во внутреннем блоке могут засоряться из-за оседания пыли, шерсти и другого мелкого мусора. В результате радиатор начинает хуже отдавать охлажденный воздух. Загрязнения не только копятся на фильтрах и теплообменнике, но и приводят к засорению дренажного шланга и обмерзанию трубок испарителя.

Провести чистку очень легко. Для этого нужно:

  1. Снять переднюю крышку внутреннего блока.
  2. Извлечь фильтры, которые крепятся в специальных полозьях или удерживаются защелками.
  3. Промыть сетчатые пластины в холодной воде.
  4. Высушить от влаги естественным способом.

Чистые фильтры устанавливают обратно в кондиционер и запускают его в работу в режиме охлаждения.

Фильтры сплит-системы нельзя мыть горячей водой, поскольку это приводит к деформациям пластин

Засорение внешнего блока

Фасадный блок кондиционера постоянно подвергается агрессивному воздействию внешней среды. Со временем на его радиаторе скапливаются листья, тополиный пух и пыль, птичьи перья и мелкие ветки. Все это снижает производительность теплообменника, затрудняет вращение вентилятора и приводит к перегреву компрессора. В результате кондиционер не сильно охлаждает или полностью перестает подавать прохладный воздух.

Для чистки внешнего блока необходимо:

  1. Полностью отключить сплит-систему от питания.
  2. Открыть корпус наружного модуля.
  3. Удалить основные загрязнения мягкой щеткой или пылесосом.
  4. Промыть радиатор от пыли при помощи пульверизатора или парогенератора.
  5. Дождаться полного высыхания блока изнутри и установить обратно крышку корпуса.

Снова запускать кондиционер в работу для охлаждения рекомендуется не раньше, чем через сутки.

Внимание! Если наружный блок расположен на большой высоте, то его чистку лучше поручить специалистам.

Засор капиллярной трубки

Иногда заправленный кондиционер не охлаждает воздух из-за засорения капиллярной трубки. Обдув при этом остается нормальным, но компрессор практически не включается. Поэтому воздух в комнату поступает только теплый.

Небольшой засор, препятствующий охлаждению, можно убрать при помощи продува трубки под давлением. Если грязи в капилляре скопилось слишком много, необходимо промыть систему тонкой струей воды под сильным напором. В отдельных случаях приходится обращаться к профессионалам для выпаивания трубки и ее полной замены.

Нарушен контакт между блоками сплит-системы

Блоки кондиционера могут работать по отдельности, но если связь между ними утеряна, то охлаждения происходить не будет. Фреон в сломанной сплит-системе не циркулирует, соответственно, внутренний модуль только перегоняет теплый воздух.

Для восстановления контакта и охлаждения необходимо тщательно осмотреть все кабели, соединяющие блоки друг с другом, и при необходимости привести проводку в нормальное состояние.

Читайте также:  Сплит система 8 квт канальный блок

Проверку проводки выполняют только для отключенной сплит-системы, чтобы избежать поражения током

Вышел из строя компрессор

За охлаждение в сплит-системе отвечает компрессор, расположенный в наружном блоке. Именно он обеспечивает циркуляцию фреона по медным трубкам и поддерживает рабочее давление.

Если кондиционер слабо охлаждает, при этом наружный модуль шумит сильнее, чем раньше, и вибрирует, это свидетельствует о неисправностях компрессора. Своими силами ремонтировать деталь не рекомендуется — лучше вызвать специалистов, которые смогут починить или полностью заменить элемент.

Заключение

Кондиционер не охлаждает воздух по многим причинам. Чаще всего речь идет о засорах во внутреннем или наружном блоке устройства, которые легко устранить своими руками. Реже охлаждению препятствуют серьезные поломки, требующие вмешательства мастеров.

Источник

avtoexperts.ru

Молодым водителям уже может быть и невдомек, как это ездить в летнее пекло на машине без кондиционера. Раньше охладитель в авто был предметом шика, а сегодня есть даже в базовой комплектации многих недорогих моделей. Но любая поломка кондиционера, и мы в плане комфорта откатываемся на 20-30 лет назад. Как и другие компоненты автомобиля, кондиционер по закону подлости выходит из строя именно тогда, когда он нужен больше всего – в самую жару. Мы нашли пять причин из-за которых кондиционер дует в салон теплым воздухом.

1. Не хватает хладагента

Это несомненный лидер по количеству проблем с кондиционером. Плохо холодит или вообще не работает? Первым делом нужно проверить уровень фреона. Увы, самостоятельно, без специального оборудования сделать это не получится, однако, почуяв спрос на подобные услуги, мастерские по обслуживанию автокондиционеров стали открываться повсеместно. Да что там мастерские, иногда покупается компактный заправочный прибор и услуги оказываются на обочинах дорог и парковках. Это мы к тому, что найти место для проверки и заправки фреоном несложно. Единственным исключением являются очень старые машины, которые рассчитаны на фреон R12, мастерскую, которая работают с ним, сегодня найти непросто, но оборудование для R134 есть везде, проверить уровень и заправиться можно без проблем. Стоит подобная услуга 1000-2000 рублей.

Другой вопрос, а куда исчез старый хладагент. Если прошлый раз кондиционер приходилось заправлять более двух лет назад, то скорее всего никаких дополнительных причин искать не стоит. Это либо естественное испарение, либо такая микроскопическая утечка, что ее никто никогда не найдет. Другое дело, если заправки не хватает даже на год, тогда точно в системе где-то «дырка». Определяется это на сервисе, в систему заливается фреон с добавками, которые светятся в ультрафиолете. Потом нужно всего лишь просмотреть подкапотное пространство со специальным «фонарем», чтобы понять откуда «сифонит», ну а дальше по результатам диагностики, либо заваривать (нужна аргоновая сварка), либо менять трубки.

2. Слабое охлаждение конденсора

Тот, кто хотя бы в общих чертах представляет работу автокондиционера (да и не только авто, принцип работы у всех охлаждающих устройств одинаков), понимает, что без охлаждения фреона прохлады в салоне не будет. В автомобиле охлаждение происходит в конденсоре, который на сленге принято называть радиатором кондиционера. Он расположен перед основным радиатором и первым встречает поток набегающего воздуха, который помогает штатному вентилятору охлаждать фреон.

Причин, по которым охлаждение будет недостаточным, две. Либо какие-то проблемы с вентилятором, либо забился конденсор. Как и с любым электроустройством, возможных проблем с вентилятором много. Это и выход из строя моторчика, и проблемы с проводкой, и недостаточное напряжение, и отсутствие «массы», и сгоревший предохранитель – в общем, диагносту есть, где развернуться. Правда, сам по себе вентилятор легко себя обнаруживает. При начале работы компрессора кондиционера вентилятор обязательно должен включиться на так называемую первую скорость. Если этого не происходит, то дальше можно не искать, пока вентилятор не будет работать, система кондиционирования бесполезна. А дальше либо гоу к автоэлектрику, либо вооружаемся тестером и начинаем все прозванивать, чтобы определить причину. Обращаем внимание, что нужна именно первая скорость, вентилятор может, например, включаться на второй скорости, но без постоянной работы на первой скорости это не поможет.

С забитым конденсором с одной стороны проще, а с другой нет. Проще в том смысле, что ничего диагностировать не нужно, нужно просто взять и механически его почистить. Сложность в том, что компоновка многих автомобилей такова, что для этой процедуры придется разбирать половину «передка», как минимум снимать бампер – просто засунуть шланг Керхера и продуть не получится, более того можно повредить соты. Но, во всяком случае, проблему забитого конденсора можно решить самостоятельно и без специализированного оборудования.

3. Неисправность компрессора

Если проверка уровня и охлаждения фреона ничего не дали, то дело за тяжелой артиллерией – причин, которые исправить сложнее и дороже. На первом месте в этом списке – поломка компрессора. Часто бывает так, что беда не приходит одна, компрессоры как раз выходят из строя из-за недостатка хладагента или его плохого охлаждения, потому что тоже работают не в штатном режиме и получают мало смазки (смазку добавляют во фреон, мало фреона – недостаток смазки). Ремонт компрессора дело неблагодарное, это достаточно сложное устройство, тут нужен и навык, и запчасти. Если компрессор вышел из строя, то есть смысл рассмотреть покупку б/у-экземпляра на разборке. Компрессоры большинства автомобилей имеют приличный ресурс, поэтому даже купленный с рук экземпляр может прослужить долго, хотя в любом случае это кот в мешке, который проверить можно только установив на авто, поэтому никого не агитируем за такой вариант решения проблемы.

Помимо самого компрессора проблемы могут быть с электромуфтой и шкивом. У муфты бывают электрические и механические повреждения, а ремонт обычно сложный и дорогой, муфту редко кто ремонтирует. В шкивах слабое место это подшипник, который в любой момент может выйти из строя. Самое печальное если он заблокируется, тогда почти неминуемо рвется приводной ремень и автовладелец получает кучу дополнительных проблем, но скрип и скрежет, который сопровождает, например, попадание воды, тоже очень неприятная вещь. Как раз подшипник в шкиве на многих автомобилях можно поменять без проблем, причем даже своими силами, нужны только съемники и пресс. А еще нужно быть аккуратным, если во время выпрессовки и впрессовки чуть повредить или изогнуть шкиф, то работать такой компрессор уже не будет.

4. Повреждение проводки

Нарушение электрических цепей – поломка банальная, но очень противная, а главное от нее никто не застрахован. Электрических компонентов в системе кондиционирования много, каждый имеет проводку, плюс управляющие датчики давления, без их корректных показаний тоже прохлады в салоне не жди. Традиционная диагностическая проблема электрических поломок – огромное количество потенциальных мест диагностики. Как говорится, прозванивать и прозванивать. К счастью, по отзывам механиков, занимающихся кондиционерами, электрические проблемы возникают не так часто, поэтому устраивать ревизию половине проводов в автомобиле приходится только в случае большой нужды. Но такое тоже может случиться, и тогда ремонт может быть очень непредсказуемым по срокам и продолжительности.

5. Заслонки и регуляторы печки

Формально к системе кондиционирования эта причина не относится, однако она полностью подходит под условия, которые мы вынесли в заголовок – из кондиционера может дуть теплый воздух и при условии, что он полностью исправен. Даже в простой, ручной автомобильной печке происходит смешивание различных потоков путем перекрытия одних воздушных каналов и открытия других. В системах климат-контроля, где все работает с помощью сервоприводов, да еще и под управлением электронного «мозга» этот, «лабиринт» может быть очень сложным. И нарушения в работе системы приводят к непредсказуемым последствиям.

Читайте также:  Кондиционер самсунг инструкция для тепла

В плане обнаружения и исправления неполадок удобнее оказываются электронные системы, прежде всего потому, что у любого, даже самого древнего климат-контроля, есть системы проверки и самодиагностики. Если блок климата исправен, то с высокой долей вероятности он сможет подсказать какая цепь оборвана и где искать заклинившую заслонку. Правда, ремонт и замена самого блока может выйти в копеечку.
С механическими кондиционерами придется снимать торпедо, разбирать печку и искать порванный тросик или заклинившую заслонку самостоятельно. Почти всегда эта процедура оказывается более затратной по времени. Правда, больших навыков для такой работы не нужно – достаточно в интернете почитать как снимать торпедо и разбирать печку на конкретной модели авто, обложиться инструментами и найти неполадку. Нужно только время.

Ремонт системы кондиционирования лучше не откладывать на потом. Каждый день в жаре это удар по комфорту, и чем позже решить проблему воздуха не той температуры из сопл, тем дольше придется мучиться. К зиме ремонтировать кондиционер смысла нет, если уж не удалось все сделать до окончания сезона лучше начать новый круг по весне.

Что касается возможных причин и технологий ремонта, то тут все как и с другими элементами автомобиля. Рассматриваем причины по популярности от частых до редких, исключаем варианты и методом перебора приходим к истинному виновнику поломки. Ремонтировать или менять запчасть? Делать самому или ехать в сервис? Увы, на эти вопросы однозначно для всех водителей ответить не получится – слишком разные вводные данные. Но понимание проблемы и самостоятельная диагностика поломки это уже полдела на пути возвращения прохлады в салон, даже если с проблемой потом обратиться в сервис.

Источник

Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать

Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но схема, придуманная добрых 70 лет назад, пока держится. И неплохо справляется работой – если, конечно, она работает. В стационарных устройствах, вроде бытовых холодильников, и тем более промышленных, особенных проблем с ресурсом нет, система работает десятки лет без перерыва в импульсном режиме. Но в машине почему-то уже после трех-четырех лет службы начинаются сложности, падает производительность, и, как показывает практика, ремонт оказывается дорогим. Почему так происходит, и как снизить издержки?

Как это работает?

Схема работы любого кондиционера очень проста, посмотрите на картинку:

C хема может немного различаться в зависимости от того, применяется ли терморегулирующий вентиль (ТРВ) или же просто дросселирующая вставка, но отличия минимальны.

Компрессор с электромагнитной муфтой на большинстве автомобилей приводится от двигателя ремнем. На гибридах и электромобилях он может иметь привод от электродвигателя. Конструкция этого узла может быть достаточно разнообразной. Задача компрессора – сжимать газ, при этом он разогревается.

– это наш «радиатор кондиционера», который расположен перед основным радиатором двигателя. Это просто большой радиатор, но работающий под большим давлением. Разогретый и сжатый газ поступает в конденсатор, охлаждается и выходит уже в виде жидкости.

Ещё в схеме встречается фильтр-осушитель, в нем находится некоторое количество влагопоглощающего состава – например, цеолит ХН-9. Эта деталь является расходным материалом, ее требуется менять по регламенту раз в 5-6 лет. В фильтре задерживается влага, которая способствует коррозии, а заодно и механические загрязнения.

– это небольшой радиатор, в котором фреон испаряется и отбирает тепло у воздуха. Располагается он непосредственно в корпусе системы климат-контроля автомобиля.

В системах с терморегулирующим клапаном (ТРВ) последний часто выполнен отдельным элементом, но может быть конструктивно неотделим от испарителя. В корпусе ТРВ жидкий фреон проходит через миниатюрное отверстие. Проходное сечение и давление в контуре регулируются иглой. В действие она приводится от небольшого термостата, в котором в качестве рабочего тела обычно используется газ R 12, хотя привод может быть и электрическим, и механическим. Клапан регулирует поток жидкости и, следовательно, хладопроизводительность системы.

Можно поступить проще – поставить дросселирующую вставку. Это просто клапан с отверстием постоянного диаметра. Но тогда для нормальной работы системы придется циклически включать и выключать компрессор и использовать аккумулятор жидкости после испарителя. Но КПД такой системы будет немного выше, примерно на 10%. И потому именно ее используют в бытовой технике и в гибридах. В автомобилях она тоже встречается все чаще.

– это узел, который доиспаряет хладагент и препятствует попаданию в компрессор фреона в жидкой фазе. А датчик в нем регулирует хладопроизводительность системы. В него также встроены осушитель и фильтр, так что в системе с аккумулятором отдельный фильтр-осушитель обычно не используется.

Остальные компоненты системы – это трубки. Их количество обычно колеблется между шестью и дюжиной. Также в систему входят один-два датчика для определения давления у систем с ТРВ и как минимум два для систем с аккумулятором и дросселирующей вставкой.

Управляющая электроника обязательно нужна в системах с дросселирующей вставкой для эффективной работы, но фактически применяется даже на системах с ТРВ для предохранительных функций и более удобного управления системой.

Поломка первая: утечка

В большинстве случаев поломка кондиционера ассоциируется с утечкой фреона. На практике потеря рабочей жидкости – действительно самая частая неисправность системы. Причин может быть много: механические повреждения трубок, конденсатора, корпуса фильтра-осушителя или просто нарушение соединений. Даже совершенно исправная система не рассчитана на эксплуатацию без дозаправки газом более 5-7 лет. При таком количестве быстроразъемных соединений это попросту неизбежное зло.

Запаять все трубки наглухо мешают особенности конструкций автомобилей. Так, на многих моделях снятие пакета радиаторов – обязательная процедура при регламентных работах по замене ремня или цепей ГРМ, доступе к турбинам, помпам и другому навесному оборудованию спереди.

Механические повреждения от вибраций, ударов камней или попросту перетираний тоже встречаются регулярно. Объясняется это легко: большая часть системы расположена открыто в моторном отсеке и ничем не защищена от пыли и грязи, рядом работает вибрирующий мотор, машина ездит по ямам, испытывая знакопеременные ускорения. Да еще и камни летят в радиаторы с хорошей скоростью. Неудивительно, что «чистая» утечка встречается не так уж редко, и это действительно одна из основных причин отказа системы.

Диагностируются утечки достаточно хорошо. Если проблема не выявлена при визуальном осмотре, то вакуум-тест покажет наличие течи, и зачастую место утечки можно будет определить на слух. Если же нет, то заправка системы хладагентом с краской или УФ-компонентом поможет выявить проблему.

К сожалению, иногда встречаются случаи действительно медленной утечки, возникающей только при рабочей разнице температур и длящейся неделями. С такой течью уже ездить не будешь, заправлять придется слишком часто, и найти простыми способами ее может быть очень сложно. В этом случае в ход идут варианты, как при диагностике «наобум». Мастера начинают менять компоненты последовательно. Чаще всего виновниками утечек являются или конструктивно слабые места системы, что не редкость у автомобиля, либо просто утечки трубок в передней части или с конденсатора, как наиболее крупной и уязвимой детали.

Читайте также:  Установка кондиционера образец сметы

Перегрев и аварийный сброс

В системе есть множество предохранительных систем. Например, датчики давления отключат компрессор при превышении рабочей температуры, а если давление все равно растет, аварийный клапан сброса в компрессоре или фильтре выбросит фреон при аварийном превышении. И это правильно: соединения всех трубопроводов рассчитаны на работу до определенного давления и дальше просто начинают пропускать газ наружу.

Причина повышения давления в контуре до аварийного обычно проста: это перегрев. Реже давление набирается компрессором до аварийного предела. Виноваты в этом могут быть как остановки вентилятора радиаторов, так и повышенная теплопередача от вентилятора системы охлаждения, неправильно выбранный газ или его объем, поломка ТРВ или дросселирующей вставки или забитый осушитель или аккумулятор. Ну и наконец, возможен перегрев самого компрессора.

Таким образом, отсутствие газа в системе может говорить не только о механическом повреждении контура, но и о проблемах в его работе, в результате которых произошел перегрев и аварийный сброс давления. И потому при каждой заправке кондиционера обязательно контролируйте чистоту всего пакета радиаторов, работоспособность всех вентиляторов во всех режимах, особенно на максимальной производительности, а также работу датчиков давления системы.

Неисправность компрессора

Даже при наличии газа в системе кондиционер может не охлаждать воздух и не развивать нужного давления. Причин не так уж много. Наиболее частая проблема – это разрушение самого компрессора.

На большинстве машин он поршневой аксиальный, но встречаются и рядные, и роторно-поршневые конструкции. В любом случае, в механической его части встречаются такие проблемы как задиры, прихваты, разрушения шатунов и других механических узлов. Бывает, что заклинивают или текут клапаны, штуцеры и даже соединения корпуса.

Если компрессор разрушен, он поставляет в систему много мусора, часто это повреждает еще один узел.

К счастью, самой распространенной проблемой всех компрессоров является банальный отказ электромагнитной муфты, в которой порой подгорает и изнашивается простенькое «сцепление», а электромагнит сгорает. Также муфта часто выходит из строя по вине подшипника.

Наиболее простые внешние конструкции легко меняются на месте, даже без снятия компрессора с машины. Более сложные конструкции со встроенной герметичной муфтой надежнее, но для замены неисправных элементов потребуют серьезной переборки самого компрессора.

Замена опорного подшипника муфты также зачастую потребует применения пресса, и ее не получится выполнить, не снимая сам компрессор с машины. Впрочем, иногда достаточно подрегулировать зазор или удалить грязь из муфты, и узел восстанавливает работоспособность.

К поломкам чаще всего приводит или длительный перегрев и перегрузка системы при отключенных предохранительных датчиках, или недостаток или неправильно выбранный тип смазки и попадание продуктов разрушения фильтра-осушителя в поршневую группу компрессора.

Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки

Об этих деталях слишком часто забывают, но, тем не менее, это одни из самых тонких узлов всей конструкции. Их задача – создать перепад давления в системе и спровоцировать испарение хладагента.

Основная проблема в том, что это очень тонкие устройства. Отверстия очень маленькие, а у ТРВ его пропускная способность еще и регулируется иглой. Мусор забивает эти отверстия и нарушает работу системы. При вакуумировании перед заправкой система может очиститься, но вероятность этого невелика. Повышенное сопротивление ТРВ и дросселирующей вставки приводит либо к полной неработоспособности системы, либо к очень низкой ее производительности. Часто компрессор просто не может прокачать фреон, и происходит скачок давления с последующей его утечкой.

Системы с ТРВ устроены несколько проще, поскольку работают в постоянном режиме и с полным испарением хладагента перед испарителем, а системы с аккумулятором и дросселирующей вставкой имеют более простую механическую часть. Но при этом требуют контроля работы компрессора с помощью электроники, благодаря чему их испаритель «затопленного типа» примерно на 10% более эффективен, чем обычный. Но есть и еще один нюанс. Аккумулятор должен препятствовать попаданию хладагента в жидкой фазе снова в насос, иначе он выйдет из строя в результате гидроудара. И при непрогретом моторе или при включении зимой появляется шанс загубить компрессор еще и таким способом.

Приводить к неработоспособности системы могут и сбои в работе электронной системы регулирования.

Неисправности системы управления

Собственно, электроника и электрика машины не так уж редко являются причиной неработоспособности системы. Список возможных неисправностей довольно большой, но все сводится к нескольким критичным: неисправность системы подачи питания на муфту кондиционера, неисправность системы регулирования работы электровентиляторов радиаторов и, наконец, некорректная работа системы датчиков-предохранителей.

Как определить самостоятельно, что не работает

Если при включении вы не слышите характерного звука и нет изменения оборотов двигателя, то проверьте наличие фреона. Можно «неправильным» способом, просто нажав на клапан заправочной горловины, хотя этот метод не даёт возможность оценить количество фреона. Зато он работает и при отключенном компрессоре. Если «пшик» есть, то вы потратили немного фреона, но убедились, что контур под давлением. Количество фреона можно оценить либо по рабочему давлению, либо при работающем компрессоре через «глазок». Если давления нет совсем, то вам придётся ехать к мастеру, проверять трубки и радиатор.

Второй на очереди стоит электрика. Проверьте провода на датчики давления, они расположены на радиаторе кондиционера, а в случае системы с аккумулятором – еще и на нем. Они должны быть целы. Проверьте предохранители муфты кондиционера и системы климат-контроля и вентиляторов радиатора. Визуально попробуйте оценить работоспособность муфты, если есть возможность. Проверьте наличие ремня на шкиве кондиционера.

Если компрессор включается, но холода нет, то полезно определить количество фреона. Обычно на трубках есть глазок для визуальной оценки состояния контура. Если при включении сначала проходят пузырьки, а потом их почти не остается, значит, компрессор качает, и фреона достаточно. Проблема кроется либо в клапане ТРВ, либо в работе конденсатора и вентиляторов. Если пузырьки идут постоянно, то есть беда с количеством фреона, нужно просто дозаправить систему. Если в глазке просто белая взвесь, то фреона почти нет, нужно срочно выключить систему и дозаправить ее.

Можно для гарантии потрогать трубки рукой. Магистраль низкого давления к компрессору должна быть холодной. Если она ледяная, а в салоне жарко, то что-то не так с системой смешения потоков воздуха, или испаритель просто забит грязью снаружи. Трубка высокого давления на радиатор кондиционера должна быть горячей. Это означает, что компрессор работает, хотя бы частично.

Собственно, дальше без манометра и специальной заправочной станции сделать что-то не получится. Если компрессор слабо качает, фреона немного, но есть, или если система регулирования работает некорректно, то придется диагностировать систему у специалиста. И помните: не бывает неремонтируемых узлов, трубки сваривают даже алюминиевые, радиаторы чинят и меняют, компрессоры стоят не миллионы.

О «правильных» ценах на типичный ремонт поговорим в следующем материале.

Источник