Меню

Вентиляция в сервисе своими руками



Вентиляция автосервиса (СТО)

Вентиляция автосервиса является одной из самых важных систем для эффективной работы персонала и комфортного пребывания клиентов.

Это связано с выделением огромного количества вредных веществ, таких как углекислый газ (продукты выхлопа автомобиля), испарения от кислот, а также различные неприятные запахи. Вентиляция автосервиса

Требования о вентиляции автосервиса регулирует документ ведомственных норм ВСН_01-89 .

Испарения от краски а так же мелкие частицы в покрасочной камере автосервиса требуют особого внимания, это разобрано в статье “Вентиляция покрасочной камеры” .

Основные требования вентиляции автосервиса СТО

Вентиляция в автосервисе разделяется на несколько этапов.

В первую очередь для реализации опримальной системы вентиляции автосервиса рассматрим технологическую часть работы автосервиса. Выделяем зоны, где будут проходить различные рабочие процессы, такие как зарядка аккумуляторов, ремонт краткосрочных автомобилей (высокая степень влажности, выхлопные газы, испарения от газосмазочных материалов), долгосрочный ремонт и посты сварочных работ для которых есть свои определенные требования.

Во все эти зоны необходимо подвести воздуховоды в соответствии с требованиями ведомственных норм ВСН_01-89 для вентиляции автосервиса:

Для обеспечения требуемых условий воздушной Среды в помещениях хранения, постов технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава следует предусматривать общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением с учетом режима работы предприятия и количества вредных выделений, устанавливаемых в технологической части проекта.

В помещениях постов технического обслуживания и текущего ремонта, подвижного состава удаление воздуха системами общеобменной вентиляции следует предусматривать из верхней и нижней зоны поровну с учетом вытяжки из смотровых канав, а подачу приточного воздуха – рассредоточено в рабочую зону и в смотровые канавы, а также в приямки, соединяющие смотровые канавы, и в тоннели, предусматриваемые для выхода из проездных канав. Температура приточного воздуха в смотровые канавы, приямки и тоннели в холодный период года должна быть не ниже +16°С и не выше +25°С.
Количество приточного и вытяжного воздуха на один кубический метр объема смотровых канав, приямков и тоннелей следует принимать из расчета их десятикратного воздухообмена.

Местная вытяжная вентиляция

Для правельной работы двигателя автомобиля требуется его настройка, а так как все работы проходят в закрытом помещении автосервиса то появляется необходимость удаления выхлопных газов от автомобиля через местный отсос вентиляции (шланг на выхлопную трубу).

Источник

Вентиляция автосервиса, почему это так важно

На станциях техобслуживания очень много факторов, которые вредят здоровью персонала. Прежде всего это высокий уровень СО2, испарения масла и топлива, высокая концентрация в воздухе лакокрасочных материалов. В цехах СТО из-за того, что автомобили после ремонта моют, повышенное содержание влаги в воздушных массах. Вентиляция и вентиляционное оборудование должно устранять эти факторы, создавая комфортный микроклимат в помещениях станции техобслуживания.

Естественное проветривание, даже в очень маленьких цехах не спасет, поэтому в автомастерских нужно использовать комплексный подход: устанавливать вытяжную вентиляционную систему, и местные отсосы. Еще она должна еще эффективно сушить и очищать воздух, поэтому в таких предприятиях используется промышленные установки.

Особенности проектирования вентиляционных систем СТО

Проектирование вентиляции производственных помещений автосервисов строится по принципу максимального удаления загрязнений с помощью местных отсосов, а концентрация оставшихся уменьшается приточным воздушным потоком. Так как практически все загрязняющие вещества легче воздуха, то наиболее загрязненный воздух находится в верхней части помещения. Исходя из этого, для большей эффективности работы вентиляционной системы, воздухозаборники устанавливаются под потолком. Еще одним решением может быть использование крышного вентилятора, для забора загрязненных воздушных масс.

При проектировании вентиляционной системы автосервиса нужно учитывать одно из правил: подавать приточный воздух нужно в не загрязненную зону, а удалять его из мест максимального загрязнения. Местные отсосы монтируются так, чтобы воздушный поток не проходил через область дыхания работника.

Варианты вентиляционной системы СТО

  • Принудительная вытяжная вентиляция нужна в цехах автосервисов, которые имеют площадь до 50 м.кв. Для таких небольших производственных цехов целесообразно обустройство вытяжной вентиляции, в которой будут установлены точки удаления загрязнений, а приток будет осуществляться естественным путем.
  • В помещениях, больших 150 м.кв, необходимо использовать механический приток воздушных масс. Нужно подобрать такое оборудование, чтобы обеспечить воздухообмен, кратностью от 20 до 40.
  • В автомастерских, где производственные цеха занимают большие площади, нужно обустраивать принудительную приточно-вытяжную вентиляционную систему, с местными отсосами воздуха, идущими от выхлопных труб.

Вентилирование в покрасочных камерах

Большинство автомастерских оборудованы покрасочными камерами. Воздух в них содержит высокую концентрацию аэрозольных соединений лакокрасочных материалов. Для их качественного удаления нужно использовать промышленные приточно-вытяжные установки. Причем воздух, поступающий в покрасочную камеру должен подогреваться. Необходимо использование системы фильтрации на все системы вентиляции и кондиционирования производственных помещений, автосервиса, и конкретно на покрасочную камеру.

http://www.youtube.com/watch?v=JhnXsEMRw0Y#t=79
Для того чтобы распыленная в воздушных массах краска стала тяжелее воздуха, горячий воздух должен подаваться в верхнюю часть помещения камеры, а удаляться из нижней его части.

Основные требования к организации воздухооборота в автомастерских

  1. Все воздуховоды должны быть изготовлены из ПВХ. Этот материал не боится коррозии, невосприимчив к химически агрессивным жидкостям и не повреждается влагой. Это одно из основных требований.
  2. Все стыки и соединения воздуховодов и оборудования должны быть хорошо герметизированы, для недопущения распыления загрязненного воздушного потока по большой площади цехов.
  3. Все оборудование и части воздухоотводов, которые соприкасаются в процессе работы с химикатами и агрессивными жидкостями, должны быть обработаны полимерными составами.
  4. Монтаж вытяжной вентиляции, а также всего оборудования должен производиться в специальных защитных коробах, во избежание получения травм персоналом автосервиса.
Читайте также:  Из за чего шумит вентилятор в системнике

Анализ преимуществ и недостатков разных типов вентиляции

  • Естественная. Эту систему мы не рассматриваем, так как она не эффективна.
  • Общеобменная, с механическим удалением воздуха при помощи вентиляторов, расположенных на крыше помещения и в его стенах. Преимущества ее в низких финансовых вложениях на обустройство. Недостатки: высокие затраты на нагрев поступающих естественным путем воздушных масс.
  • Местная вентиляция с удалением загрязненного воздуха посредством гибких воздуховодов, непосредственно из мест загрязнения. Преимущества ее состоят в высокой эффективности удалении воздуха из мест загрязнения и низкое потребление электроэнергии. Недостатком является то, что она малоэффективна без обустройства общеобменной вентиляции.

Из анализа видно, что наиболее эффективной системой вентиляции для автосервисов является общеобменная, с обустройством местных отсосов из зон наибольшего выделения СО2.

Совет мастера:
Расчетом, установкой вентиляции в помещении мастерской, а также ее обслуживанием должны заниматься специализированные компании, которые смогут обеспечить качественный и безопасный монтаж всего оборудования.

Удаление выхлопных газов автомобилей легко решается использованием современного вентиляционного оборудования, которое состоит из воздуховода, с установленным в него мощным канальным вентилятором, и подсоединенными к воздушному каналу гибкими шлангами-катушками с дымоприемниками.

Общеобменная вентиляция должна иметь такие параметры: вытяжка происходит из верхней зоны помещения, и из смотровых ям. Приток – в рабочую зону и смотровые ямы. Вытяжка из ям должна быть не менее 120 м.куб/ч. Общий воздухообмен – не менее чем 20-кратный.

Местная вентиляция подсоединяется гибкими шлангами к выхлопной трубе автомобиля. Ее производительность зависит от мощности силового агрегата авто.

  • При мощности двигателя до 120 л.с, вытяжка должна составлять 350 м.куб/ч.
  • При мощности от 120 л.с до 180 л.с. вытяжка – 500 м.куб/ч.
  • Если мощность мотора от 180 л.с. до 240 л.с. – 650 м.куб/ч.
  • Мощность силового агрегата более 240 л.с. – 800 м.куб/ч.

Обслуживание систем воздухообмена в автомастерских

Обслуживание вентиляции и кондиционирования в цехах автосервисов должны проводиться намного чаще, чем в бытовых помещениях, так как оборудование работает в агрессивных средах. Основанием для чистки и дезинфекции вентиляции служит потеря производительности и показатели анализа воздуха о наличии в нем загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимую концентрацию.

Источник

Основные принципы организации вентиляции в автосервисе

Организация системы вентиляция в автосервисе обязательное условие, безопасного проведения сервисных работ. Наличие выхлопных газов, паров топлива, масла, краски и различных других химических веществ в воздухе являются проблемой для автосервисов. Все это может снизить качество работы персонала и сказаться на работе оборудования.

Наличие в воздухе вредных паров опасно для здоровья сотрудников и клиентов СТО. Обычно для серьезных автосервисов организуется полноценная система вентиляции для обеспечения циркуляции нужного объема чистого воздуха.

В каких зонах СТО должна быть обеспечена вентиляция?

Современный автосервис должен быть обеспечен полноценной и всеобъемлющей вентиляционной системой.

Прежде всего вентиляцией должны быть обеспечены:

  • зоны приемки и мойки автомобилей;
  • ремонтные зоны;
  • тестовые зоны (где допускается запуск двигателей автомобилей);
  • малярный цех и окрасочные камеры;
  • склады хранения горюче-смазочных материалов;
  • склады хранения запасных частей и инструментов;
  • клиентские зоны;
  • административные зоны;

Общие вопросы организации системы вентиляции автосервиса

Организация системы вентиляции в автосервисе требует системного и планового подхода. Нужно учесть следующие факторы:

  • размеры и форму помещений;
  • высоту потолков;
  • возможность установки элементов вентиляции в различных точках помещений;
  • среднее количество обслуживаемых автомобилей за определенный период времени;
  • количество и расположение подъемных механизмов;
  • возможное наличие в воздухе различных химических загрязнений;
  • типы проводимых работ в данных помещениях автосервиса;
  • температуру внутри и снаружи;
  • наличие естественной вентиляции;
  • потенциальные энергозатраты на вентиляцию и отопление.

Необходимо помнить, что для некоторых зон автосервиса организация приточно-вытяжной вентиляции обязательна — это следующие цеха: мойка, покрасочный цех и камеры, зона тестирования автомобилей, где допускается запуск двигателя. Так же требуется организация вытяжной вентиляции на складах хранения горюче-смазочных материалов.

Основные требования к системе вентиляции в автосервисе

Система вентиляции в автосервисе должна выполнять следующие функции:

  • осуществлять воздухообмен в цехах и помещениях СТО в нужном объеме;
  • удалять избыток влаги из помещений (это наиболее актуально для крупных сервисов, где внутри инфраструктуры находятся мойки и цеха по обеспечению ухода за кузовом автомобиля);
  • очищать помещение от выхлопных газов и вредных химических испарений (это одна из самых важных функций вентиляции, которая должна быть реализована для всех ремонтных зон, особенно тех, где запускаются двигатели автомобилей);
  • фильтровать воздух от пыли, поступающей с воздухом (наиболее актуально это для покрасочных цехов и камер, где пыль может навредить качеству проводимых работ);
  • избавлять воздух от паров и примесей лакокрасочных изделий.

Система вентиляции должна соответствовать проекту. Мощность вентиляционных установок должна быть достаточной для обеспечения вентиляции объемов цехов и помещений. Конструкция каналов вентиляции должна быть герметичной и выполнена из устойчивых к коррозии материалов. Фильтры и нагревательные элементы должны соответствовать техническим требованиям, принятым для данной отрасли. Хорошо если клиентская зона будет обслуживаться выделенной системой вентиляции, снижающей риски попадания вредных веществ из ремонтных цехов.

Основные типы вентиляции, применяемые на автосервисах

Для организации вентиляции в автосервисах применяются следующие системы:

Приточную вентиляцию организуют для помещений и цехов, где работает большое количество персонала и объем кислорода, находящегося в воздухе критичен. Для приточной вентиляции необходим подогрев воздуха в холодные периоды года. Это достаточно энергозатратный процесс, реализуемый с применением следующих типов устройств:

  • электрических нагревателей;
  • водяных нагревателей.
Читайте также:  Вентилятор ионизатор увлажнитель воздуха

Для организации приточной вентиляции в автосервисах могут применяться вентиляционные установки Dimmax приточного типа, которые могут быть подобраны по мощности и, по заказу клиентов, оснащены электрическими или водяными нагревателями воздуха.

Для крупных сервисов с большими размерами цехов и набором сложных технических работ, таких, как покраска, сварка и регулировка двигателей, необходима организация мощной приточно-вытяжной системы вентиляции. При этом, в фирменных сервисах устанавливается точечный отвод выхлопных газов со специализированными устройствами в виде особых навесных или скручивающихся в бухты шлангов, которые, в процессе проведения работ, одеваются на выхлопные трубы автомобилей и предотвращают скопление газов. Отдельно организуется приточно-вытяжная вентиляция покрасочных цехов и камер, где производится не только подача и забор воздуха, но и его фильтрация, и рекуперация (когда отработанный воздух передает тепловую энергию поступающему воздуху). Это обеспечивает нужную температуру и снижает энергозатраты.

Для организации приточно-вытяжной вентиляции в крупных автосервисах могут применяться вентиляционные установки Dimmax приточно-вытяжного типа, они могут быть достаточно большой мощности, в них могут применяться рекуператоры, что снижает энергозатраты, а для дополнительного подогрева воздуха могут применяться электрические или водяные нагреватели.

Получить консультацию или заказать приточно-вытяжную вентиляцию для автосервиса, СТО, гаража и автомойки можно в компании DIMMAX. Вы можете позвонить нам по телефонам или оставить заявку, и мы свяжемся с вами в самый короткий срок!

Источник

Особенности проектирования систем воздухообмена для станций технического обслуживания автомобилей

В сравнении с другими воздухообменными системами, расчёт вентиляции СТО сопровождается дополнительными трудностями, обусловленными технической спецификой данных помещений. Поскольку ремонт автомобилей невозможен без периодического запуска двигателей, проектирование подобных вентиляционных установок сопровождается организацией локальной вытяжки и мероприятиями по дополнительной очистке исходящих потоков воздуха.

Второй усложняющий фактор – более высокий норматив по кратности воздухообмена и, как следствие, большие затраты энергии на поддержание нормальной температуры внутри ремонтной мастерской и в других технических помещениях.

Кроме этого, методика расчёта воздухообмена для помещений СТО должна учитывать большую площадь ворот технических боксов, что означает необходимость внедрения в проект дополнительных силовых установок, используемых для создания тепловых воздушных завес.

Особенности воздухообмена в помещениях СТО

Базовые положения и требования к системам воздухообмена на станциях технического обслуживания изложены в следующих нормативных документах:

  • ОНТП 01-91 (нормы проектирования для предприятий автомобильного транспорта);
  • СНиП 2.04.05-91 («Отопление, вентиляция и кондиционирование»);
  • ВСН 01-89 с учётом СНиП 2.01.57-85 (приспособление коммунальных объектов для санитарной обработки автотранспорта).

В общем случае, в автосервисах устанавливаются приточно-вытяжные вентиляционные комплексы с механическим побуждением и со специфическим расположением входных и выходных диффузоров.

Общая схема вентиляции автомойки

Но в ходе проектирования таких систем исходят из того, что помещение СТО может состоять из нескольких технологических зон, кардинально отличающихся друг от друга по требованиям к режиму воздухообмена.

Такими изолированными зонами являются:

  • помещение для мойки автомобилей;
  • покрасочные камеры;
  • помещения для ремонта двигательных систем;
  • территория, на которой производятся кузовные работы;
  • зоны технологического контроля.

В каждой из перечисленных зон генерируется «свой» список вредностей, нейтрализацию которых следует предусмотреть при проектировании вентиляции.

Ниже мы рассмотрим особенности проектирования для каждого из этих помещений, а сейчас перечислим основные отличия воздухообмена на СТО от любой другой вентиляционной системы.

Прежде всего, это наличие вредных и взрывоопасных испарений, в виду чего воздухообменный комплекс на станциях техобслуживания должен решать две задачи: предотвращение пожаров и обеспечение безопасных условий для работы сотрудников.

Дополнительную сложность при проектировании создаёт также тот факт, что технические помещения СТО, как правило, редко бывают постоянно закрытыми, поэтому все традиционные системы отопления в них малоэффективны. Оптимальным вариантом в данном случае считается воздушное отопление, встраиваемое в приточный модуль вентиляции.

В целом, следует отметить, что системы вентиляции СТО, в сравнении с вентиляцией магазина или офиса более дорогие, поскольку для каждой подсистемы необходимы отдельные воздуховоды, а в некоторых случаях изготовленные из специальных материалов.

Основная силовая установка

Учитывая, что кратность воздухообмена для некоторых зон в ремонтных мастерских может доходить до 12 объёмов в час, силовые установки таких систем проектируется с большим запасом мощности.

Вентиляция в моечных боксах

Помещения для мойки автомобилей сегодня присутствуют практически в каждом СТО. Более того, нередко такие объекты являются основным участком станции техобслуживания и когда говорят о вентиляции СТО, то чаще всего речь идёт о вентиляции автомоек.

С точки зрения проектировщика, система воздухообмена для автомоек достаточно сложный объект, при разработке которого необходимо учитывать не только аэродинамические показатели, но и химическую устойчивость конструкционных материалов.

Сразу подчеркнём, что в указанных выше нормативных документах, мойки рассматриваются как объекты гражданской обороны (вернее, как универсальные объекты, способные выполнять задачу обеззараживания при возникновении соответствующих ситуаций). В виду чего в проектной документации присутствуют обозначения «грязной» и «чистой» зон.

В современных условиях, когда автомобильная мойка является лишь бизнес объектом, указанные понятия интерпретируются иначе: под «чистой» зоной понимаются административные помещения и внутренние парковки, под «грязной» — те участки, на которых происходит непосредственная помывка автомобиля.

Читайте также:  Вытяжка из золы для комнатных растений

В ходе проектирования для каждой зоны создаются отдельные вытяжки, кратность воздухообмена которых должна отличаться на 20%. Это делается для того, чтобы давление в чистой зоне было выше, чем в грязной и не возникало перетекания вредностей из рабочего сектора в административные помещения.

Пример такого соотношения: если расчётная интенсивность обмена для моечного сектора составляет 10 объёмов в час, то вытяжка в чистой зоне должна работать с интенсивностью 8 объёмов в час.

Для иллюстрации уровня сложности данной задачи, перечислим список факторов, которые должны учитываться при разработке вентиляционных комплексов.

Повышенная влажность

Интенсивность влаговыделения является базовым параметром при расчёте вентиляции для моечных боксов. Однако необходимо учитывать, что современная мойка уже давно не соответствует традиционному представлению о помывке машины.

Сейчас этот процесс происходит с применением парогенераторов, распылительных систем повышенного давления, а также с использованием жидкостей, содержащих активные моющие добавки. Весь этот технологический арсенал, а также грязь, завозимая вместе с машиной с улицы, создают в помещении мойки исключительно опасный аэрозольный «коктейль», нейтрализация которого и составляет основную сложность проекта автомойки.

На практике рассчитать фактическое влаговыделение для столь разнообразного списка технологий не представляется возможным, поэтому при расчётах используют коэффициенты, определённые эмпирическим путём.

Для небольших моек с традиционными схемами помывки и сушки, кратность воздухообмена принимают равной 5. В тех случаях, когда на объекте используются мощные моечные машины, производительность вентиляции может достигать 10-12 объёмов в час.

Агрессивная среда

Очевидно, что тёплый и влажный воздух, насыщенный активными химическими соединениями и часто содержащий мельчайшие абразивные частицы, исключительно негативно влияет на конструкционные материалы, используемые для построения воздуховодов.

С учётом этого, должны быть правильно рассчитаны не только аэродинамические и силовые показатели системы, но и сформулирован комплекс мер, обеспечивающих работоспособность всех её элементов на протяжении максимально длительного срока.

У данной проблемы может быть несколько решений:

  • установка полимерных воздуховодов;
  • использование нержавеющего металла;
  • обработка металлических коробов специальными защитными составами;
  • обустройство дренажных систем для отвода основных объёмов опасного конденсата.

Оптимальным решением – как с точки зрения цены, так и надёжности – является использование обычного оцинкованного металла, прошедшего защитную обработку. Такой обработкой может быть покраска внутренних поверхностей устойчивой эмалью или электростатическое напыление защитных составов на всю поверхность элемента.

Интенсивные теплопотери

Если моечный бокс СТО проектируется как отдельный бизнес объект, то в проект вентиляции автомойки однозначно закладывается интенсивное движение транспорта (иначе она не окупится). Это означает, что поддержание комфортной температуры внутри помещения – не менее 15 0 C – может быть обеспечено только подогревом входящих потоков воздуха.

Учитывая, что основной схемой вентиляции для моечных боксов является механизированная вытяжка с естественным притоком, данная задача является далеко не тривиальной.

В некоторых случаях эту проблему решают комбинированным способом: основное отопление обеспечивается классическими системами, а возникающие при открытии ворот потери тепла компенсируются тепловой воздушной завесой.

Универсальным, но более дорогим решением, является установка приточно-вытяжной системы полного цикла, работающей по вытесняющей схеме. В этом случае входящие потоки воздуха пропускаются через фильтры и калорифер, что позволяет не устанавливать в боксе батареи водяного или парового отопления.

Вентиляция в покрасочных боксах

Наиболее сложными и ответственными подсистемами вентиляции СТО являются воздухообменные установки для покрасочных камер.

Прежде всего, при разработке воздуховодов и силовых агрегатов для покрасочных боксов, расчётом должна быть предусмотрена нейтрализация следующих опасных факторов:

  • взврывоопасная концентрация паров растворителей, применяемых для разбавления красок;
  • взврывоопасная концентрация мелкодисперсных горючих аэрозолей;
  • опасное для здоровья и жизни работников содержание вредных компонентов лакокрасочной продукции.

Кроме этого необходимо учитывать, что в камере должна поддерживаться стабильно высокая температура с заданными характеристиками по влажности.

Перечисленные требования можно реализовать только с помощью изолированной приточно-вытяжной установки, обеспечивающей воздухообмен от 50 до 200 объёмов в час, в которой входящие потоки воздуха подогреваются управляемым калорифером, а вытяжка оборудована фильтрами для улавливания частиц краски.

Вентиляция в ремонтных мастерских

Остальные ремонтные зоны СТО оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией обменного типа, кратность которой должна быть не меньше единицы.

Но и в этом случае необходимый результат не может быть достигнут с помощью одной универсальной установки. Как правило, зал ремонтной мастерской разделяется на сектора, в которых производится работа определённого типа.

Для каждого технологического сектора следует предусмотреть отдельную систему воздуховодов, причём в некоторых случаях полностью изолированную.

Так, на участках, на которых производится резка, шлифовка и сварка кузовных деталей, должна быть установлена 100-150 кратная вытяжка с расположением диффузоров сверху и по бокам. Вытяжные каналы должны быть оборудованы высокопроизводительным фильтром для улавливания абразивных частиц.

В зонах, где предполагается периодический запуск двигателей, обязательно должны присутствовать системы для локального отвода выхлопных газов, состоящие из гибкого шланга с насадкой, надеваемой на выхлопную трубу.

Мощность локальных вытяжных систем зависит от мощности обслуживаемых автомобилей. В максимальном варианте (для двигателей с мощностью свыше 240 л./с.) производительность вентиляционных систем должна составлять не менее 800 м3/час.

Компания «Мега.ру» принимает заказы на проектирование вентиляционных систем для промышленных, торговых и бытовых помещений, включая разработку вентиляции автомоек и станций технического обслуживания. Более детально о сроках, стоимости и последовательности выполнения работ можно уточнить по телефонам, опубликованным на странице «Контакты».

Источник