Меню

Замена подшипника вала вентилятора



Как поменять подшипники в вентиляторах своими руками

Относительно давно купил себе кулер под названием Titan-D9TB-cu35. Все-таки, массивный и эффективный радиатор, вентилятор с неплохими характеристиками, внешний вид, а также цена меня вполне устраивали. Да и не под разгон брался — все ж водяное охлаждение куда предпочтительнее. Однако, не все так радужно оказалось на самом деле. Днем его «голос» не так выдавался, однако ночью, когда все уже спят он таки давал о себе знать. В конце концов меня это стало доставать и я решил его смазать — это не помогло, вдобавок появились неприятные потрескивания в подшипнике качения. Терпение штука хорошее, но маленькое.

Решил я кардинально поменять что-нибудь. Пробовал понижение напряжения, однако производительность менялась не в прямой зависимости от шумовых характеристик — это, конечно, не дело. В итоге пришла в голову мысль сменить подшипник качения на втулку из другого вентилятора, благо таких у меня немало. Немного помучившись с вытаскиванием исходного подшипника, решил сделать по-другому. Снял верхнюю часть подшипника, очистил внутренности от смазочных материалов при помощи White Spirit, засушил и залил, аккуратно, СуперКлеем. В итоге подшипник превратился из «качения» в «скольжения». Опять-таки засушил, смазал, собрал — теперь шумел только воздух, скорость «нового» вентилятора колебалась от 2010- 2090, зато стало несколько тише. Вот такая несложная модификация.

Потом вспомнил про одну интернет-статью, где упоминалось о предпочтении подшипника скольжения. Идея воплотилась в жизнь, и, можно сказать, удачно. Но на этом я не остановился — сменил 35-миллиметровый TFD-8035L12C на вентилятор, тоже титановский, TFD-8025 L12S, попроще, подешевле, стандартные обороты в районе 2000 rpm. Поставил: температура та же, шума еще меньше. Все-таки, как мне кажется, сказывается бОльший угол наклона лопастей у 35-мм модели.

Позже, спустя несколько недель, откопал свой старый вентилятор от Volcano 6 (около 4500 rpm). Проделал с ним те же действия. Результат, правда, не сильно порадовал. Цель была достигнута — вентилятор снова в рабочем состоянии — однако 4500 оборотов в минуту для 60х60х25 вентилятора дают о себе знать. Однако, если вы глухой или любитель послушать что-нибудь в духе Slipknot или KoЯn (прям как я), то это для вас не будет помехой.

Схема подшипников в вентиляторе

Общее строение подшипника качения изображено на схеме (in parts). Для всех проведенных действий мне понадобились: пинцет, маленькая отвертка, иголка, канцелярский резак –для вынимания подшипника, ватные палочки. Причем один вентилятор я сделал с выниманием подшипника, другой же вентилятор я не «мучил» и сделал все «на месте».

Снимаем верхнюю крышку подшипника: для этого иголкой вынимаем стопорное кольцо(1), затем той же иголкой снимаем крышку(2). Процедура «ювелирная»- делать все желательно при хорошем освещении, «прямыми руками».

Удаляем остатки смазки с внутренних частей – внутренней втулки(3) и коронки(4). Я для этого прямо на них капнул White Spirit. После сушим это с помощью ватных палочек. Главное обезжирить хотя бы верхнюю половину подшипника.

Ждем пока все высохнет. Для торопливых придуман фен.

Затем заливаем пространство между внешней(5) и внутренней(3) втулками. Главное, чтобы клей не попал внутрь детали(3). Потому как ось крыльчатки находится в непосредственном соприкосновении со втулкой(3).

Опять же сушим. Здесь торопиться не надо. После окончательного засыхания можно поставить на место крышку(2) и кольцо(1), хотя и не обязательно.

Смазываем жидкой смазкой, собираем вентилятор. Проверяем.

Так как подшипник качения жестко зафиксирован, то все необходимые действия проводятся на месте. Можно, конечно, вынуть его, но затем его надо будет фиксировать.

Опять же необходимо исходить из конкретного вентилятора, однако большинство из них на 99% схожи. Принцип был изъяснен — ДЕРЗАЙТЕ. Как было подмечено одним человеком: «это ж вторая жизнь для убитых шариковых вентиляторов! :). « Думаю смысл объяснять не надо.

Володькин (aka Sex Artist)
28/02.2005

Источник

Принцип работы и замена подшипника вискомуфты

Вискомуфта используется в различных узлах автомобиля. Как оказалось, большинство автомобилистов имеют лишь примерное представление об устройстве и ремонте вискомуфты своими силами, часто в ней приходится делать замену подшипника. Давайте познакомимся с принципом работы вязкостной муфты и ее характерными неполадками. Также из этой статьи вы узнаете, как с ними можно справиться в одиночку.

Принцип работы муфты в вентиляторе радиатора

Посмотрите видео и все станет понятно:

Вискомуфта вращает охлаждающий вал благодаря специальной жидкости. Она имеет круглую форму и заполнена смазкой. Эта деталь регулирует работу вентилятора благодаря вращению коленчатого вала, который передаёт энергию на первый вал муфты. По мере ускорения повышается вязкость силикона, в результате чего узел блокируется и начинает крутиться второй вал.
Благодаря высокой надёжности и безопасности вискомфута используется практически на всех моторах. К примеру, она оснащена специальным защитным механизмом, который блокирует работу узла при случайном попадании руки.

Проверка работоспособности: основные принципы

После длительного простоя машины необходимо проверить вискомуфту на наличие масла. Также рекомендуется протестировать её общую работоспособность, так как эта деталь уязвима к износу. Чтобы проверить работоспособность, обратите внимание на частоту оборотов при холодном и разогретом моторе. Если сначала всё нормально, но затем по мере прогревания двигателя слышатся посторонние шумы, это свидетельствует о неисправных подшипниках.

Читайте также:  Вставьте пропущенные буквы запишите вентилятор возрождение кристалл

Замена подшипника вискомуфты на Ауди 100 — обязательно посмотрите видео:

Замена подшипника вискомуфты вентилятора на Мицубиси Паджеро

Чтобы начать ремонт вискомуфты, нужно открутить три болта, которые удерживают деталь в моторном отсеке. После этого сливается масляная жидкость и снимается подшипник с помощью съёмника. Обратите внимание: использование подручных средств вместо специального инструмента может вывести узел из строя.
Ремонт вискомуфты заканчивается установкой нового подшипника и заливанием силиконовой жидкости. Таким образом, основной трудностью при проведении таких манипуляций является поиск съёмника, который продаётся далеко не в каждом специализированном магазине.

Также обратите внимание на следующие два фактора:

  1. Далеко не каждая вискомуфта имеет отверстие для заливки масла. Если вы новичок, не пытайтесь провести эту процедуру самостоятельно.
  2. Во время манипуляций с диском запрещено применять силу, так как он может деформироваться и дальнейший ремонт будет невозможен.

сточенная развальцовка

Перед тем как приступать к ремонту, необходимо узнать точное название смазывающей жидкости вискомуфты (на случай, если во время манипуляций вы снимете этот защитный слой). После этого:

  1. Открутите три болта, которые крепят крыльчатку.
  2. Выкрутите три болта, которые фиксируют крышку.
  3. Снимите муфту и уберите верхний диск, блокирующий работу вентилятора.
  4. Сточите развальцовку на валу.

Крышка

  • Сточите подшипник, чтобы предотвратить ещё большее повреждение вискомуфты.
  • Купите подшипник закрытого типа без видимых шариков.
  • Смажьте гнездо герметиком перед посадкой подшипника.
  • Соберите и установите в автомобиль.
  • Вискомуфта полного привода. Принцип работы

    В герметичном корпусе располагаются два ряда дисков связанных с ведомым, или с ведущим валом. Ведущие и ведомые диски расположены вперемешку. Пространство внутри корпуса заполнено вязкой силиконовой жидкостью. Жидкость сгущается при неравномерном вращении валов, что приводит к передаче крутящего момента.

    Замена подшипника вискомуфты на Toyota RAV4

    Проблемный подшипник звучит так:

    новый подшипник муфты

    Неисправный подшипник является частой причиной обращений в сервис. Всему виной влага, которая попадает в корпус и выводит из строя узел. Такую неисправность можно определить по характерным неприятным звукам от подшипника.
    Для ремонта понадобится яма (подъёмник), подшипник и 2—3 часа свободного времени. Лучше всего новую деталь устанавливать на тонкий слой герметика.

    Чтобы обеспечить длительную службу этого узла, нужно:

      ставим муфту на место

    Отбиваем муфту от кардана

  • Разобраем деталь, выпрессовываем старый подшипник.
  • Впрессовываем новый подшипнки, причем его лучше положить на тонкий слой герметика
  • Установить штифт и деталь на место.
  • Подводим итоги

    Такое устройство как вискомуфта не только регулирует работу вентилятора охлаждения, но и используется в трансмиссии для передачи крутящего момента на проскальзывающие колеса. Для её ремонта необходимо приобрести новый подшипник, силиконовую смазку и съёмник. Во время манипуляций необходимо быть осторожным, чтобы не повредить диски. Если это произошло, потребуется полная замена узла. Самостоятельная замена подшипников обойдётся вам гораздо дешевле, чем услуги СТО. Дело в том, что большинство дилеров просто устанавливают новый узел, который стоит в десятки раз больше.

    Источник

    Как поменять подшипники в вентиляторах своими руками

    Относительно давно купил себе кулер под названием Titan-D9TB-cu35. Все-таки, массивный и эффективный радиатор, вентилятор с неплохими характеристиками, внешний вид, а также цена меня вполне устраивали. Да и не под разгон брался — все ж водяное охлаждение куда предпочтительнее. Однако, не все так радужно оказалось на самом деле. Днем его «голос» не так выдавался, однако ночью, когда все уже спят он таки давал о себе знать. В конце концов меня это стало доставать и я решил его смазать — это не помогло, вдобавок появились неприятные потрескивания в подшипнике качения. Терпение штука хорошее, но маленькое.

    Решил я кардинально поменять что-нибудь. Пробовал понижение напряжения, однако производительность менялась не в прямой зависимости от шумовых характеристик — это, конечно, не дело. В итоге пришла в голову мысль сменить подшипник качения на втулку из другого вентилятора, благо таких у меня немало. Немного помучившись с вытаскиванием исходного подшипника, решил сделать по-другому. Снял верхнюю часть подшипника, очистил внутренности от смазочных материалов при помощи White Spirit, засушил и залил, аккуратно, СуперКлеем. В итоге подшипник превратился из «качения» в «скольжения». Опять-таки засушил, смазал, собрал — теперь шумел только воздух, скорость «нового» вентилятора колебалась от 2010- 2090, зато стало несколько тише. Вот такая несложная модификация.

    Потом вспомнил про одну интернет-статью, где упоминалось о предпочтении подшипника скольжения. Идея воплотилась в жизнь, и, можно сказать, удачно. Но на этом я не остановился — сменил 35-миллиметровый TFD-8035L12C на вентилятор, тоже титановский, TFD-8025 L12S, попроще, подешевле, стандартные обороты в районе 2000 rpm. Поставил: температура та же, шума еще меньше. Все-таки, как мне кажется, сказывается бОльший угол наклона лопастей у 35-мм модели.

    Позже, спустя несколько недель, откопал свой старый вентилятор от Volcano 6 (около 4500 rpm). Проделал с ним те же действия. Результат, правда, не сильно порадовал. Цель была достигнута — вентилятор снова в рабочем состоянии — однако 4500 оборотов в минуту для 60х60х25 вентилятора дают о себе знать. Однако, если вы глухой или любитель послушать что-нибудь в духе Slipknot или KoЯn (прям как я), то это для вас не будет помехой.

    Схема подшипников в вентиляторе

    Общее строение подшипника качения изображено на схеме (in parts). Для всех проведенных действий мне понадобились: пинцет, маленькая отвертка, иголка, канцелярский резак –для вынимания подшипника, ватные палочки. Причем один вентилятор я сделал с выниманием подшипника, другой же вентилятор я не «мучил» и сделал все «на месте».

    Снимаем верхнюю крышку подшипника: для этого иголкой вынимаем стопорное кольцо(1), затем той же иголкой снимаем крышку(2). Процедура «ювелирная»- делать все желательно при хорошем освещении, «прямыми руками».

    Удаляем остатки смазки с внутренних частей – внутренней втулки(3) и коронки(4). Я для этого прямо на них капнул White Spirit. После сушим это с помощью ватных палочек. Главное обезжирить хотя бы верхнюю половину подшипника.

    Ждем пока все высохнет. Для торопливых придуман фен.

    Затем заливаем пространство между внешней(5) и внутренней(3) втулками. Главное, чтобы клей не попал внутрь детали(3). Потому как ось крыльчатки находится в непосредственном соприкосновении со втулкой(3).

    Опять же сушим. Здесь торопиться не надо. После окончательного засыхания можно поставить на место крышку(2) и кольцо(1), хотя и не обязательно.

    Смазываем жидкой смазкой, собираем вентилятор. Проверяем.

    Так как подшипник качения жестко зафиксирован, то все необходимые действия проводятся на месте. Можно, конечно, вынуть его, но затем его надо будет фиксировать.

    Опять же необходимо исходить из конкретного вентилятора, однако большинство из них на 99% схожи. Принцип был изъяснен — ДЕРЗАЙТЕ. Как было подмечено одним человеком: «это ж вторая жизнь для убитых шариковых вентиляторов! :). « Думаю смысл объяснять не надо.

    Володькин (aka Sex Artist)
    28/02.2005

    Источник

    Фотоотчет Ремонт вентилятора радиатора (Замена втулки на подшипник)

    Год назад столкнулся с проблемой: крыльчатка вентилятора скрежет о держатель, что приводит к большему сопротивлению кручения мотора и соответственно его нагреву и меньшему обдуву.

    После снятия мотора выяснилось что передняя втулка мотора имеет сильную выработку в виде овала. Разобрать мотор очень просто, нужно вставить плоскую отвертку между корпусом и крышкой, желательно не пообламывать усики крепления.

    Также якорь ширкал о магниты на них есть выработка.

    Проблему решил установив тазовтулку, но ее хватило ровно на год.
    На сегодняшний день втулка имеет еще большую выработку.

    Было решено установить подшипник как в более дорогих моторах, понадобиться подшипник с маркировкой 628Z
    извлекаем старое крепление втулки, оно нам больше не понадобиться.

    образуется посадочное место для подшипника, место немного больше чем сам подшипник, нужно установить поставку толщиной 4 мм, у меня была такая шайба я лишь прорезал ее болгаркой чтобы она точно охватила подшипник, устанавливаем проставку на место, она будет фиксироваться усиками которыми фиксировалась родная конструкция.

    Запресовываем подшипник, оставляем 2 мм до стопорного кольца.

    При вставлянии подшипника в проставку она немного раздвигается и еще лучше фиксируется в корпусе.

    если нужно смазываем заднюю втулку графитовой смазкой, и инспектируем щетки. Собираем все в обратной последовательности, проверяем работоспособность мотора, затем устанавливаем на авто и радуемся бесшумной и беспрепятственной работе карлсона!

    Всем спасибо за внимание

    Источник

    Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?

    Главная страница » Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?

    Аппарат инженерных коммуникаций – канальный вентилятор, устройство довольно распространённое, часто применяемое в системах вентиляции. Такого рода техника отличается малым весом, простой конструкцией, но при этом является вполне эффективным воздушно-вытяжным (или приточным) устройством. Главное предназначение канальных вентиляторов – использование в системах промышленных предприятий, а также в системах различных сервисных служб бытового назначения. Будучи механическими аппаратами, канальные вентиляторы, как и любые другие, требуют обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации. Рассмотрим – как разобрать канальный вентилятор, предоставив читателям своего рода механический обзор.

    Обзор канального вентилятора типа К-315L «Systemair»

    В качестве примера для обзора «разберём» распространённую конструкцию – канальный вентилятор серии K-315L, отмеченный брендом «Systemair». Аппарат весом 6,6 кг, мощностью 314 Вт, питается однофазным напряжением 220В при потребляемом токе 1,35А. В качестве «пускового» конденсатора используется ёмкость 7 мкФ * 450В.

    . Внешний вид канального осевого вентилятора бренда «Systemair», отмеченного маркой K-315L с открытой электрической коммуникационной коробкой для подключения питания

    Как видно по изображению выше, корпус канального вентилятора выполнен из тонкостенной оцинкованной стали. Деталями корпуса являются две стальные «юбки» несколько разной конфигурации по архитектуре.

    Эти детали конструкции изготовлены с расчётом сборки цельной конструкции путём соединения одной детали с другой посредством «втулочной насадки». При этом обе половины корпуса дополнительно скрепляются в двух противоположных точках мягкой пайкой.

    Если раскрыть (разъединить) эти две половины корпуса, открывается доступ к опорной штанге, на которой непосредственно закрепляется система (электродвигатель и крыльчатка). Однако в большинстве случаев профилактики и ремонта совсем необязательно раскрывать корпус. Вполне допустимо обойтись без разборки.

    Канальный вентилятор: профилактика или мелкий ремонт

    Обычно после продолжительного времени эксплуатации (2-3 года непрерывной работы) канальный вентилятор утрачивает способности нормальной работы. Как правило, переход канального вентилятора в такое состояние связано с тем, что лопатки крыльчатки и подшипниковый узел попросту накапливают значительное количество загрязнений.

    Для производства профилактических работ достаточно:

    • отключить от электрической линии,
    • демонтировать оборудование из системы канала общей вентиляции,
    • установить на ремонтной площадке так, как показано на картинке ниже.

    Положение канального вентилятора для производства технического обслуживания или мелкого ремонта. В таких случаях разбирать (разъединять) корпус не имеет смысла

    Традиционно процедура технического (профилактического) обслуживания сопровождается следующими работами:

    • очистка внутренней области канального вентилятора,
    • очистка области узла подшипника,
    • проверка качества подшипника.

    Большинство канальных вентиляторов бренда «Systemair», независимо от размерности аппарата, оснащаются подшипниками Z608, закрытыми с двух сторон металлическими шайбами (защита от проникновения пыли, загрязнений). Существуют отечественные аналоги такой серии подшипников:

    • номер 18 открытого типа,
    • номер 60018 закрыт шайбой с одной стороны,
    • номер 80018 закрыт шайбами с двух сторон,
    • номер 180018 закрыт с двух сторон каучуковыми шайбами.

    Вал электродвигателя свободно посажен на внутренней обойме подшипника и зафиксирован от осевой подвижки металлическим стопорным кольцом. В качестве компенсационных опорных пружин выступают две фигурных шайбы, которые имеют конусную форму. Шайбы устанавливаются на валу разно-направленно конусами относительно одна другой, после чего уже ставится стопорное кольцо. На картинке ниже эти детали конструкции показаны.

    Крепёжный элемент (стопорное кольцо) и компенсирующие осевые сдвиги пружинные шайбы, используемые в конструкции канального вентилятора бренда «Systemair»

    Когда приходит время профилактики канального вентилятора, сборочные детали подшипникового узла следует снять. При этом необходимо иметь в виду наличие защитной металлической крышки узла.

    Иногда эта крышка «прикипает» от времени. Приходится высверливать по центру небольшое отверстие, чтобы снять этот компонент конструкции. После сборки и установки крышки, это отверстие попросту заклеивается скотчем.

    При снятых сборочных деталях очистка от загрязнений выполняется более продуктивно. Плюс к этому, появляется возможность проверить непосредственно подшипник Z608 на целостность конструкции. Съём стопорного кольца следует выполнять специальным съёмником.

    Канальный вентилятор: характерные неисправности

    Исходя из практики применения канального вентилятора, можно отметить две часто проявляющихся неисправности аппарата:

    1. Потеря ёмкости пускового конденсатора,
    2. Нарушение опорных качеств подшипника Z608.

    Первый вариант определяется по звуку работы (гул низкого тона), при этом канальный вентилятор не вращается. Такая неисправность устраняется путём замены пусковой ёмкости заведомо исправной.

    Конденсатор высоковольтный, включенный в электрическую схему канального вентилятора. Эта деталь достаточно часто становится причиной неработоспособности аппарата

    Учитывая, что мощность канальных вентиляторов различная в зависимости от исполнения аппаратов, соответственно, применяются разные по номинальной ёмкости пусковые конденсаторы. Для обзорной модели К-315L, номинал ёмкости составляет 7 мкФ.

    Вторая распространённая причина неисправности канального вентилятора – утеря прочности подшипника Z608. По сути, этот компонент может оставаться целым, и внешним видом не даёт оснований для замены.

    Однако неисправность именно подшипника легко определяется, если включить аппарат. Разгон крыльчатки при этом выполняется очень медленно, тяжело, а по мере разгона проявляется сильный стук.

    Здесь «лечение» аппарата единственное – полная замена подшипника новым экземпляром. Однако для выполнения такой работы придётся разобрать канальный вентилятор полностью:

    • располовинить корпус,
    • снять опорную штангу,
    • снять с опорной штанги двигатель,
    • разобрать подшипниковый узел,
    • заменить подшипник.

    Модуль управления канальным вентилятором

    Аппараты серии «Systemair», собственно, как и многие другие, комплектуются модулем управления. Что представляет собой такой модуль? По сути, обычную электрическую схему ступенчатого регулирования напряжением. Модуль управления канального вентилятора – это прямоугольный пластиковый ящик небольших размеров, внутри которого установлен обычный трансформатор напряжения.

    Внутренний вид модуля управления канальным вентилятором, где располагается трансформатор сетевого напряжения, а также клеммная колодка с предохранителем на линии фазы

    Фронтальная панель такого ящика содержит механический переключатель на несколько положений (обычно — 6), а также элемент индикации – светодиод зелёного свечения. Как только переключатель смещается с нулевой отметки на любую из оставшихся пяти, электродвигатель запускается в работу.

    Соответственно, в первом (от нулевого) положении, на двигатель аппарата подаётся самое меньшее напряжение, развивается минимальная скорость вращения крыльчатки. В последнем шестом положении (отметка – 5), на контакты электродвигателя поступает максимально напряжение питания (220В). При таком напряжении развивается максимальная скорость вращения крыльчатки.

    На практике фактически не отмечалось случаев появления дефектов трансформатора напряжения. Наиболее частой неисправностью блока управления отмечается перегорание предохранителя, а также (несколько реже) выход из строя светодиода индикации. Перегорание предохранителя обычно является своего рода напоминанием относительно необходимости выполнения профилактических работ непосредственно на аппарате.

    Видео по теме — воздушная завеса ремонт блока управления

    Видеоролик, представленный здесь, можно рассматривать своего рода дополнением к теме воздушного оборудования. В частности на видео рассматривается блок управления воздушной завесы + практика ремонта цепей управления вентилятором:

    Просмотр видеоролика будет способствовать пополнению знаний обслуживающего персонала по эксплуатации воздушных завес, учитывая, что достаточно многие конструкции других производителей работают по схожему принципу.

    Завершающий штрих обзора

    Рассмотренное вентиляционное оборудование видится вполне удачным изделием в плане удобства для конечного пользователя. Важный эксплуатационный момент – это существенно облегчённое по весу оборудование. Аппараты легко разбираются при необходимости, имеют небольшое количество деталей, поддаются ремонту с минимальными затратами материальных и физических ресурсов.

    Источник